Кто такой леший и существует ли он?
Опубликовано:
Славянская мифология богата колоритными образами сверхъестественных существ. Леший — это лишь один из примеров. Этот загадочный персонаж обитал в густых лесных чащах, пугая заблудившихся или помогая им. Подробнее рассмотрим, кто такой леший, какова его роль в народном фольклоре, есть ли они на самом деле.
Кто такой леший?
Ученые придерживаются мнения, что у славян был сформирован развитый и многокомпонентный пласт мифологических существ, которые объясняли пугающие и волнующие людей природные явления и катаклизмы. Мозг человека устроен таким образом, что ему критически важно находить рациональное толкование всему, что окружает. Если базы знаний не хватает, чтобы справиться с этой задачей, явление мифологизируется.
Образ лешего — это не что иное, как попытка объяснить тайны лесной жизни. Эксперты утверждают, что леший — это дух леса, нашедший свое физическое воплощение. В зависимости от региона менялось название этого дивного персонажа. Так, в Беларуси его называли «лясун», а в Украине величали «лісовик». Наименование духа могло отличаться ситуативно:
- боровик (живет среди хвойных деревьев);
- моховик (живет в топях и низинах, где много мха);
- лесовик (живет в лесу).
Или по принадлежности к определенному полу:
- леший — мужчина;
- лешачиха — женщина.
Так кто такой леший в народной картине мира? Исследователи фольклора собрали наиболее распространенные названия этого персонажа народных сказаний:
- лесной дед, дедуган или лесной дедушка;
- лесной хозяин, властитель леса или лесной царь;
- лесной дядя и лесной мужик.
Чаще всего леших представляли как коренастых, невысоких мужичков с длинной бородой. Как выглядит леший в представлении славян, можно понять по многочисленным иллюстрациям в летописях и книгах:
- часто лесной дух представлен наполовину человеком, а наполовину козлом с рогами и копытами (похож на сатира);
- волосы лешего спутанные и длинные, в них застревают ветки и ягоды;
- у лешего обязательно была борода. Считалось, что именно она хранит силу лесного духа;
- кожа лешего имела зеленоватый оттенок, а глаза сияли, как угольки;
- неотъемлемая особенность лешего — это хромота. Но она обманчива, потому что при желании леший легко догоняет странников;
- иногда лешие имеют характерную небольшую лысину.
Леший — удивительное существо — не доброе, но и не злое. Считалось, что основная задача лешего — охранять владения, а конкретно — лес. Соответственно, его отношение к человеку напрямую зависело от факта поведения живого существа в чащобе. Хозяин леса благосклонно помогал заблудившимся безобидным путникам, указывая им верную тропу и помогая скрыться от ураганов. А вот браконьерам, которые убивали животных и рубили деревья, приходилось несладко. Их леший мог уничтожить или покарать, не давая в обиду лесных обитателей.
В народных верованиях лешие наделены рядом сверхъестественных способностей:
- Их тело способно на метаморфозы, в частности леший легко меняет свой рост — то вырастает до макушек деревьев, то уменьшается до муравья.
- Леший в лесу играет роль своеобразного оборотня, превращаясь в растение, человека, любого животного или птицу.
- Лешие повелевают стихиями, вызывая дождь или провоцируя засуху.
- Лесной персонаж имел нечеловеческую силу и был неуравновешенным. Нередко в фольклоре встречаются истории о том, как леший одним кулаком раздавил человека, как букашку.
- Порой леший использовал сверхспособности, чтобы развлечься. В таком случае он притворялся кем-то из соседей или родственников и выходил навстречу грибникам. Иногда специально путал тропы, чтобы посмеяться.
- Леший бессмертный, но иногда в мифах есть момент, где властители леса ищут себе замену среди молодых парней, любящих природу.
Как видите, этот персонаж имеет множество обличий и забавных способностей, не раз описанных фольклористами и собирателями мифов.
Существуют ли лешие в реальности?
Существует ли леший в реальности или это плод человеческого воображения? Ответ на вопрос нужно давать, опираясь на рациональные факты, а не мифологические сказания. Скорее всего, леший — один из способов объяснения природных явлений, которые случались с людьми в лесу.
Есть тысячи рассказов очевидцев, заплутавших в темных чащах и утверждающих, что из западни их вывел именно добрый леший. Интересны также и другие истории:
- Не зря леших величают блудунами, шатунами или манилами. Часто они забавы ради уводили путников с тропы, а после выводили их на верную дорогу. Когда пребывали в плохом расположении духа, лешие могли наказать человека голодом или наслать на него дождевую тучу.
- Часто мужики, которые отправлялись в лес нарубить немного сучьев для помоста или белку подбить, встречались с недоброжелательным лешим. В таком случае нужно быстро вывернуть всю одежду наизнанку и произнести молитву. Леший — нечистый дух, он испугается и сбежит.
- С лешим заключали соглашения пастухи, собиратели ягод и охотники. На праздник Купала к опушке леса для лешего приносили пожертвования, чтобы потом пользоваться благосклонностью этого лесного обитателя.
- Нередки рассказы, когда в лесной чаще на путников наваливалась гнетущая тишина, которая будто придавливала к земле. Считалось, что это проделки манил и испугать проказников можно огнивом. Дело в том, что лешие очень боятся даже намека на огонь, ведь он напрямую угрожает их владениям.
- Ученые фиксировали случаи, когда люди сетовали на леших и обвиняли их в краже домашнего скота, который выпасался неподалеку от бора.
С точки зрения физики, леший может быть сгустком энергии. Физические очертания такой поток не приобретает, поэтому образ лешего — плод бурной фантазии. Но сам сгусток энергии может вызвать галлюцинации и миражи.
К слову, на подобные визуальные моменты влияет также психоэмоциональное состояние заблудившегося в лесу. Как правило, человек напуган, он ощущает тревогу и страх. В состоянии аффекта легко увидеть то, чего на самом деле не существует.
Лешие — это чрезвычайно популярные и интересные персонажи славянской мифологии. И пусть они не существуют в реальности, но в мифологическом мире лешие — однозначные фавориты многих фольклорных произведений.
Источники:
- Анисимова О.К., Голубкова О.В. Духи леса в русских народных верованиях: новое решение в лексикографических описаниях // Sibran.ru. — 2015. — 25 марта.
- Каунов Д.А. Образ лешего в культуре восточных славян // Вече. Журнал русской философии и культуры. — 2015. — 27 марта. — С. 31
- Русинова И.И. «Гардероб» лешего (на материале русских мифологических текстов Пермского края). — 2018. — 13 июня.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/1880543-kto-takoj-lesij-i-susestvuet-li-on/