Top.Mail.Ru
Происшествия

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

За последний год статистика домашнего насилия возросла в два раза

Опубликовано:

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото: pixabay.com

Почти вдвое увеличилось количество обращений в правовой центр женских инициатив «Сана Сезім». Так, в прошлом году на горячую линию общественного объединения в Туркестанской области и городе Шымкенте по вопросам семейно-брачных отношений обратились 741 человек, тогда как годом ранее было всего 363. Об этом корреспонденту NUR.KZ рассказала директор центра Шахноза Хасанова.

Прошлый год выдался непростым. И не только из-за разбушевавшейся пандемии коронавируса и всех ограничительных мер, но и потому, какой резкий во всем мире произошел скачок бытового насилия. Не обошла эта тенденция и Казахстан. Как отметила Шахноза Хасанова, в самый пик коронавируса, когда организация работала удаленно, телефоны горячей линии не умолкали.

«В эти дни обращений пострадавших от бытового насилия существенно увеличилось. Во многих семьях находясь на карантине дома, увеличились конфликтные ситуации, которые в последующем переходили в скандалы. У нас были и сложности при оказании помощи, в связи с карантинными ограничениями, по передвижению. С нашей стороны, конечно, предоставлялась всевозможная консультация юристов, психологов, соцработников по телефону и онлайн. Одна из основных причин ссор в семье, образовавшееся сложное экономическое положение. Исключением не был и вопрос по получению помощи от государства во время карантина – 42 500 тенге. У обратившихся за помощью, усложнился доступ к государственным и правоохранительным органам. Суды и другие государственные органы начали работать дистанционно. Так как вся система перешла на онлайн, оказалось, что у многих граждан попросту не было ЭЦП, технического оборудования и в целом знаний и информации», — рассказала директор ПЦЖИ.

В большинстве случаев, консультации психолога и соцработника проводились по телефону. Однако, трудности возникали, когда жертва бытового насилия хотела уйти из дома. Мест для ее размещения попросту не было.

«К сожалению, наша организация не предоставляет временный приют для жертв бытового насилия. Временное проживание и приют предоставляют организации, оказывающие специальные социальные услуги (ССУ). На момент карантина, учитывая меры по нераспространению COVID-19, в городе Шымкенте организация, оказывающая ССУ, временно приостановила прием пострадавших. Мы вели переговоры, по временному размещению обратившихся, для которых требовался результат ПЦР-теста, чтобы разместить мам и детей. Но на тот момент сдать ПЦР-тест было сложно по ряду причин. Многие пострадавшие сбегали из дома с детьми от агрессора без документов и денег, и таким образом они не могли сдать ПЦР-тест», — поделилась Шахноза Хасанова.

Большой вопрос тогда стоял, как помочь женщинам из сельской местности, которые не могли приехать в город из-за блокпостов.

«Сейчас уже по мере послабления карантинных мер, у женщин появилась возможность обращаться за помощью офлайн. Раньше они могли обратиться офлайн, если имели справки, разрешающие передвижение через блокпосты. В Казахстане была запущена акция с целью профилактики бытового насилия. Жертвы могли обратиться по телефону в правоохранительные органы и сказать кодовое слово «мне нужны маски» - это был сигнал, что женщина подвергается бытовому насилию. Мы думали во время карантина работы уменьшится, но оказалось, что работы было вдвойне больше», — отметила спикер.

На момент обращения в центр за помощью, не каждая женщина готова пойти на радикальные меры, многим достаточно консультации психолога. Согласно статистике почти 40% жертв бытового насилия возвращаются к своим мужьям.

«Есть несколько причин, почему женщины продолжают терпеть семейного агрессора. Одна из причин, пострадавшая не идентифицирует себя, как жертву. Она думает, что это норма жизни. Потому что, возможно, такое практиковалось в семье, в которой она росла. А дети, как известно перенимают модель семьи от своих родителей. Другая причина, ей некуда идти, не знает о существовании кризисных центров. Кроме того, «ұят болады», «стыдно», нельзя говорить, что подвергаешься насилию со стороны супруга и других членов семьи. Так же, причиной может быть финансовая нестабильность. Еще одна причина, жертва проживает в доме супруга и ей если она с другого района или региона, то зачастую некуда идти», — добавила руководитель «Сана сезім».

По словам Шахнозы Хасановой, пандемия коронавируса также подчеркнула важность межведомственного сотрудничества гражданского общества с государственными и правоохранительными органами при оказании помощи жертвам бытового насилия.

«Помощь жертвам бытового насилия будет оказана эффективно, если оказывать в сотрудничестве и в партнерстве с государственными и правоохранительными органами. Например, мы уделяем большое внимание не только оказанием прямой помощи, но и профилактике семейно-бытового насилия через информирование населения, а также проведение тренингов для государственных и правоохранительных органов, уделяем внимание на аспекты по работе с жертвами бытового насилия. Осуществляемая деятельность по профилактике семейно-бытового насилия является важным дополнением к работе государственных и правоохранительных органов. Разработка регламента по внутриведомственному и межведомственному сотрудничеству в области профилактики семейно-бытового насилия, позволит реализовать комплекс мер по раннему выявлению и предотвращению факторов способствующих бытовому насилию, а также оказанию необходимой помощи жертвам бытового насилия», — резюмировала Шахноза Хасанова.

Следует отметить, что правовой центр женских инициатив «Сана Сезім» начал свою деятельность в 2001 году. На сегодняшний день он работает в нескольких направлениях: доступ к правосудию, документирование лиц, у которых отсутствуют любые документы, защита прав детей, жертвы торговли людьми, а также трудовая миграция.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/1910388-za-posledniy-god-statistika-domashnego-nasiliya-vozrosla-v-dva-raza/

pixel