Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Снижение спроса на алкогольную продукцию наблюдается в Казахстане

Опубликовано:

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото: depositphoto

Всемирная организация здравоохранения обнародовала статистику, свидетельствующую о наметившейся тенденции снижения спроса на алкогольную продукцию в Казахстане, сообщает газета "Деловой Казахстан".

Так, если по итогам 2017 года Казахстан находился на 76-м месте в рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя на душу населения с показателем 7,7 литра чистого этилового спирта, то, согласно свежим данным ВОЗ (на сентябрь минувшего года), этот показатель составил 4,8 литра. Существенное снижение. При том, что показатели стран-лидеров этого рейтинга измеряются двузначными числами: Германия – 12,9, Испания – 12,7, Россия – 11,2.

Цифры подводят к мысли о некотором «отрезвляющем» эффекте пандемии, вопреки распространяемой информации о наращивании потребительского спроса на крепкие алкогольные напитки в Казахстане в ее разгар. Может быть, у населения и был вначале соблазн, самоизолировавшись, «оторваться на полную».

Не случайно в период растерянности от новостей о COVID-19 люди наряду с предметами первой необходимости запасались и спиртным. Но развитие пандемии – с тяжелым течением болезни у родных или близких, с людскими потерями – отрезвило очень многих. И статистическая цифра роста потребления алкоголя в 21,5% по итогам 2020 года в большей степени может рассматриваться, отчасти, как приобретение спиртного про запас на старте пандемии.

С уверенностью подтвердить или опровергнуть тенденцию или предположение о запасах впрок смогут показатели наступившего года. Но можно обратиться и к оперативной информации, которую отслеживают представители отрасли.

"На самом деле, вопреки публикациям в СМИ, по нашим собственным наблюдениям и официальным данным ВОЗ, в Казахстане постепенно снижается потребление алкоголя на душу населения, и это в большей степени касается крепких напитков. Первопричиной является, на наш взгляд, даже не столько COVID-19, а кардинальные изменения в менталитете новых поколений. Не случайно динамика ВОЗ показывает не одномоментное, а поступательное снижение потребления алкоголя в республике на протяжении, как минимум, последнего пятилетия" , – говорил Дмитрий Жуков, директор Ассоциации производителей алкогольной продукции QazSpirits.

Решающим фактором в изменениях «питейных привычек» казахстанцев специалисты называют поддерживаемые государством информационные кампании о вреде неумеренного потребления. А также – всемирные тренды, например, такие как премиумизация и повышение культуры пития. Если говорить просто, то сейчас большинство потребителей стало отдавать предпочтение более качественным напиткам, но в меньшем количестве.

Помимо социального и эмоционального фактора, показатель в 21,5% роста включает и фактор регуляторный. Как бы неожиданно это не прозвучало, но в этом есть факт, свидетельствующий о том, что рынку нелегального алкоголя наконец-то нанесен серьезный урон.

"В последние годы велась скоординированная совместная работа Министерства финансов – комитетов финансового мониторинга и государственных доходов – по сокращению объемов и устранению контрафактной продукции в Казахстане. В этом же направлении по защите легального рынка работали и официальные производители, создавая узнаваемые и высококачественные бренды, повышая степени защиты своей продукции", – подчеркивает Дмитрий Жуков.

Эксперт напомнил недавнюю ситуацию 2019 года, когда поставщики нелегальной выпивки активизировались, воспользовавшись тем, что девальвация ударила по реальным доходам населения, а акциз на водку устремился к цифре, зафиксированной межгосударственными соглашениями в евро.

Тогда нелегалам удалось ощутимо «уронить» законное производство – на 19%, согласно данным QazSpirits. При этом рынок заполонила самодельная водно-спиртовая смесь в пластиковых «баклажках», аптечных флаконах и контрафакт.

Однако, с пандемией на государственном уровне пришло понимание того факта, что алкогольное производство – важная составляющая сельскохозяйственной и пищевой отраслей, а также – поставщик основного компонента антисептиков.

«Министерство финансов оперативно распознало проблему и системно «прижало» нелегальных поставщиков. Это позволило повысить качество государственного регулирования в этой сфере, наладить диалог с предприятиями. Что сразу привело к позитивным результатам уже в 2020 году: к росту легальных продаж и существенным потерям «нелегалов», – отмечает Дмитрий Жуков.

Как отмечают в ассоциации, произошло снижение объемов нелегальной алкогольной продукции, что позволило отрасли наверстать потери 2019 года и существенно увеличить выплаты акцизов. Что немаловажно, когда многие другие источники госдоходов сжались или требуют дотаций.

"Как ведущая отраслевая ассоциация страны, член FIVS – международной Федерации производителей вина и крепкого алкоголя (www.fivs.org), мы выступаем за широкое информирование и полноценный диалог отрасли с государством и потребителями. Нас нередко упрекают в том, что потенциал роста нашей отрасли – в увеличении потребления крепкого алкоголя. На что мы однозначно отвечаем: легальные производители – за снижение вредного потребления алкоголя, согласно определению ВОЗ, и за ответственное отношение людей к своему здоровью. Существует разумная доза алкоголя для здорового взрослого, которую не следует превышать. Потенциал же роста отрасли мы видим в повышении качества продукции и неукоснительном соблюдении стандартов. За счет этого повышается конкурентоспособность продукции и возрастают ее экспортные возможности", – говорит Дмитрий Жуков.

Здесь есть все основания рассчитывать на успех. В ЕАЭС Казахстан (по возможностям) стоит в одном ряду с Россией, Белоруссией и Арменией – традиционными экспортерами алкогольной продукции. В прошлые годы Казахстан не уделял достаточного внимания не то, что экспорту, но и защите собственного рынка алкоголя.

В результате чего 60-70% розничных полок заняты импортной продукцией – в первую очередь из России, Белоруссии, других стран СНГ. При этом, к примеру, в России весь импорт водки занимает от силы 2% полочного пространства, а казахстанскую продукцию там не видели последние лет семь.

Теперь ситуация на отечественном рынке выравнивается, и наши производители наращивают экспорт.

"Объединение казахстанских производителей настроено решительно. И при поддержке таких государственных организаций по развитию экспорта, как QazTrade, QazIndustry, мы планируем достичь первых успехов уже в этом году. Основания для этого есть – по многим показателям наша продукция превосходит зарубежных конкурентов. Это уже понимают и отечественные потребители, переориентировавшиеся на качественный продукт. Думаю, ее оценят и зарубежные покупатели", – заключает Дмитрий Жуков.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1901531-snizenie-sprosa-na-alkogolnuyu-produkciyu-nablyudaetsya-v-kazaxstane/

pixel