Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

"Лучшие времена" могут не наступить": казахстанские кинопроизводители саботируют кинопрокат

Опубликовано:

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма «Последний богатырь корень зла»

В начале текущей недели издание kinobusiness.com отчиталось о том, что картина «Последний богатырь: корень зла» всего за 11 дней превзошла кассовые сборы первой части, вышедшей в 2017 году, заработав в прокате 187 миллионов рублей.

Кроме того, стало известно о том, что фильм-катастрофа «Огонь» вышел на результат в 780 млн рублей. С момента частичного открытия кинотеатров в Российской Федерации, локальные продукты, такие как «Непосредственно, Каха!», «Серебряные коньки!» и «Громкая связь», «Конь Юлий и Большие скачки» смогли вывести ситуацию с кинопрокатом до результатов 2018-2019 годов при практически полном отсутствии голливудских релизов и ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией в стране.

Согласно информации компании Gower Street Analytics, Россия стала лишь третьим в мире рынком, который смог достичь всех пяти уровней поэтапной системы выхода кинорынка из кризиса, который ударил по индустрии в связи с пандемией коронавируса.

Ранее, так же при помощи местного контента, таких же результатов добились в Китае и Японии. По итогам 2020 года китайские кинотеатры впервые прервали гегемонию США по кассовым сборам, став самым кассовым рынком в мире.

Эти примеры демонстрируют, что не единым Голливудом живо кино и многочисленные домыслы о том, что развитие стриминг-платформ отучат зрителя от просмотра фильмов в кинотеатре.

Массовый перенос релизов студий-мэйджоров в связи с пандемией с одной стороны, конечно, принес кинобизнесу массу проблем, но с другой – дал возможность развиваться локальным рынкам. Та же Россия с момента открытия кинотеатров осенью прошлого года выстроила плотную сетку из картин местного производства, чередуя развлекательное кино с авторским, вплоть до середины весны текущего года.

Что примечательно, во всех вышеперечисленных странах система кинопроизводства и кинопоказа защищена законодательно. В Китае, например, действует система квотирования, согласно, которой на местный рынок может попасть ограниченное количество иностранных релизов. Российское Министерство культуры в последние несколько лет приняло инициативы, благодаря которым национальное кино получило возможность получать более благоприятные условия для проката. Кроме того, во всех этих странах кинотеатры избавлены от выплаты НДС и получили государственную поддержку во время кризиса, вызванного карантином.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма "Базар жоқ, Мексика!"

В Казахстане же, увы, ситуация с системой кинопоказа оказалась плачевной. Открывшиеся этой осенью кинотеатры столкнулись с теми же проблемами, что и европейские кинорынки, которые столкнулись не только со второй волной коронавируса, но и с элементарным отсутствием релизов. Государственные структуры никакой поддержки кинотеатрам не оказали, переживший заморозку в семь месяцев бизнес не был освобожден от выплаты налогов и не получил послаблений.

Не поддержали кинотеатральный бизнес и независимые продюсеры, которые по примеру своих голливудских коллег, решили отложить свои релизы до лучших времен, при этом не совсем осознавая, что у Голливуда есть запас прочности и огромный рынок сбыта своей продукции (в том числе и через пресловутые стриминги), в отличие от казахстанского кино, которое интересно только местному зрителю.

Но самое главное, продюсеры не понимают, что учитывая плачевную ситуацию с релизами, «лучшие времена» могут не наступить. Кинотеатры, несущие убытки из-за аренды, заработной платы, налогообложения, санитарной обработки кинотеатров, обеспечения персонала индивидуальными средствами защиты и других затрат, в конечном итоге могут не выдержать и закрыться, но уже по экономическим причинам и восстановление системы кинопоказа займет куда больше времени, чем 7 месяцев карантина.

Вывод здесь лежит на поверхности. Учитывая тот факт, что кино – по-прежнему является самым доступным видом досуга и одновременно одним из ключевых элементов культуры, государство и кинопроизводители должны объединиться и приложить все усилия для того, что дать кинотеатрам возможность вернуться к нормальным показателям, как это было сделано в соседних России и Китае.

Автор: Карим Кадырбаев

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1894745-lucsie-vremena-mogut-ne-nastupit-kazahstanskie-kinoproizvoditeli-sabotiruut-kinoprokat/

pixel