KZ
Новости русской службы Би-би-си

Принудительная стерилизация. История женщины племени навахо

"Когда моей дочери исполнилось 12 лет, она стала спрашивать меня, почему у нее нет братьев или сестер. И я рассказала ей, что случилось со мной, когда мне было 33 года", - говорит женщина племени навахо Джин Уайтхорс.

Принудительная стерилизация. История женщины племени навахо
Джин Уайтхорс. Фото: LORNA TUCKER: Depositphotos

Джин - представительница народа навахо - самого многочисленного коренного племени в Америке, которое жило на территории Аризоны, Юты и Нью-Мексико.

"Для нее сильным ударом стало узнать, что случилось с ее мамой, - говорит она. - Они забрали у меня всех моих нерожденных детей. Когда я вижу молодые семьи с детьми, я всегда думаю о том, что дети могли быть и у меня".

Принудительная стерилизация. История женщины племени навахо
Фотография начала XX века. Женщины навахо пекут хлеб в глиняной печи. Фото: GETTY IMAGES: Depositphotos

Планирование семьи

Джин стала одной из тысяч жертв финансировавшейся государством программы планирования семьи. В беседе с журналистами программы Би-би-си Outlook она рассказала о своих боли, стыде и гневе.

Принудительная стерилизация. История женщины племени навахо
На историю Джин откликнулись женщины со всего мира - те, кто перенес насильственную стерилизацию. Фото: LORNA TUCKER: Twitter

В 1969 году Джин жила в Окленде. Узнав, что она беременна, Джин отправилась на проверку в медицинский центр. Там у нее спросили о наличии медицинской страховки. Когда Джин ответила, что страховки у нее нет, медицинские работники подготовили какие-то документы.

"Они сказали мне, что если я их подпишу, они позаботятся о моих медицинских расходах. Я спросила, что это значит. Они ответили, что мою дочь отдадут на усыновление, а люди, которые усыновят ребенка, заплатят мне. Я отказалась и ушла".

"Это мой малыш. Я не хочу никому его отдавать", - говорит Джин.

Без согласия

Джин вернулась к своему племени в Нью-Мексико и родила дочь. Спустя несколько месяцев после родов у нее появились боли в желудке, и ей пришлось обратиться в местную клинику.

Это была клиника для коренных народов, она работала в рамках действовавшей системы здравоохранения.

Принудительная стерилизация. История женщины племени навахо
Джин пришлось годы бороться со стрессом. Фото: LORNA TUCKER: Depositphotos
"Они сообщили мне о проблемах с аппендиксом и на скорой помощи отвезли меня в другую больницу", - рассказывает Джин.

Там Джин попросили подписать множество разных бумаг, она думала, что это обычные документы на согласие перед операцией.

"У меня были сильные боли. Мне сказали: пока не подпишете бумаги, ничего не будут делать. Я не читая подписала одну за другой".

Джин вырезали аппендикс, но спустя несколько лет она обнаружила, что не может забеременеть. В больнице ей сказали, что она была стерилизована.

"Мне сказали, что я никогда больше не смогу иметь детей".

Государственная политика

Стерилизация Джин была проведена в то время, когда правительство США разработало программу планирования семьи для коренного населения страны.

Принудительная стерилизация. История женщины племени навахо
Мужчина и женщина племени навахо, 1939 год. Фото: GETTY IMAGES: Depositphotos

Несмотря на то, что на каждую процедуру должно было быть получено официальное согласие, спустя годы выяснилось, что многие женщины индейских племен были стерилизованы против их воли.

В 1976 году счетная палата США подготовила доклад, изучив данные по проведенным операциям. Были проверены данные по 4 из 12 регионов, где с 1973 по 1976 годы проводилась стерилизация женщин коренных народов.

3406 операций были проведены без согласия женщин.

Солнечный танец

С момента публикации доклада прошло более 40 лет. За это время, по данным системы медицинского страхования коренных народов Америки, женщины стали более защищенными.

Теперь система не рекламирует и не пропагандирует стерильность или плодовитость женщин.

Принудительная стерилизация. История женщины племени навахо
По данным переписи населения США 2010 года, численность американских индейцев и коренных жителей Аляски составляет 2,9 млн человек. Фото: GETTY IMAGES: Depositphotos

Но Джин говорит, что для поддержки таких женщин делается ничтожно мало.

Она годами преодолевала последствия этой травмы в одиночестве, ища спасения в алкоголе и даже вымещала свои страдания на дочери.

Но однажды друг пригласил ее на "солнечный танец" - это традиционная индейская церемония, направленная на исцеление. И этот танец помог ей.

Выговориться

Спустя годы режиссер-документалист Лорна Такер нашла Джин и убедила ее поделиться своей историей.

Получился документальный фильм "Ама". На языке навахо это слово означает "мама".

Принудительная стерилизация. История женщины племени навахо
Ткацкий станок женщин навахо. Фото: GETTY IMAGES: Depositphotos

"Я чувствовала злость и думала, что это произошло только со мной одной. Но после того, как я рассказала свою историю, я успокоилась. Я рада, что поделилась ею. Молодые женщины должны знать эту часть нашей истории".

В культуре навахо о благосостоянии человека судят не по количеству материальных благ, которыми он располагает, а по числу детей.

Вершина айсберга

За свою историю коренные народы Америки неоднократно сталкивались с дискриминацией, и ее последствия ощущаются до сих пор.

Согласно отчету ООН 2010 года, коренные американцы в 600 раз чаще заболевают туберкулезом и умирают на 62% чаще, чем остальное население страны.

Принудительная стерилизация. История женщины племени навахо
Традиционный танец индейцев. Фото: GETTY IMAGES: Depositphotos

Принудительная стерилизация практиковалась и в других частях земного шара в разные исторические периоды.

Ее проводили в Канаде и Перу в отношении индейцев, в Индии и Китае - для контроля за численностью населения, в Германии - в годы Второй мировой войны, в Израиле - в отношении эфиопских евреев, в Южной Африке - в отношении ВИЧ-положительных женщин.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1776659-prinuditelnaa-sterilizacia-istoria-zensiny-plemeni-navaho/