"Боялся за жизнь": потерпевший по делу Сатыбалды ответил, почему написал заявление спустя два года
Опубликовано:
Потерпевший Абай Жунусов начал отвечать на вопросы защиты Гульмиры Сатыбалды, передает корреспондент NUR.KZ из зала суда. Он заявил, что обратился с заявлением спустя два года из-за страха за жизнь.
На суде по делу Гульмиры Сатыбалды адвокат стороны защиты спросила, почему с заявлением потерпевший обратился спустя два года.
"Когда со мной это случилось, я находился в шоковом состоянии, я не понимал… я до сих пор в себя прихожу. Я собрался с силами. Чтобы понять, нужно быть в моем состоянии. Я понимал, что я должен был что-то сделать", - сообщил он.
Он отметил, что в Baur Kazakhstan входили несколько компаний, в состав учредителей входила Гульмира Сатыбалды.
"Она мне предложила свои административные ресурсы, ее возможности, широкие возможности в общении лиц, чиновников.
Я когда-то работал на Кайрата Сатыбалды - он был женат с Гульмирой Сатыбалды - он меня пригласил и сказал, что есть ряд проектов, которые под контролем главы государства. Первый проект, по его словам, контролируется чуть ли не первым президентом, второй - Наурыз банк. И еще имел ряд приватизированных активов, в том числе издательство "Дәуір" и книжная фабрика "Кітап". И он меня пригласил, чтобы я помог ему "разрулить" ситуацию, которая возникла в его компании, в "Дәуір". Там было положение с дебиторской и кредиторской ситуацией. Меня пригласили кризис-менеджером. Мне удалось в течение 12-15 месяцев компанию вывести.
Оттуда у меня был горький опыт: я работал - и максимально вложился, чтобы в дальнейшем получить бонусы, вознаграждение. В конечном итоге компания стоила около 30 млн долларов. С моим участием и кредит закрылся, и производство сохранили. И, в конечном итоге, компания была передана Светлане Мырзахметовне, матери, а я ушел практически без ничего. Я считал, что я много вложился, чтобы меня вознаградили. Но я не получил. Потом ко мне обратился, что у меня возможности большие. Это было с ее стороны.
Я сожалел, когда это со мной случилось. Я просто был в шоке от происходящего беспредела", - изложил свою версию событий потерпевший.
"Вам было выгодно такое сотрудничество?" - спросила адвокат.
"Находясь в таком положении, как вы думаете?" - ответил вопросом на вопрос потерпевший. Он подчеркнул, что жалеет о сотрудничестве и ранее пройденном пути.
Он также ответил на реплику адвоката, что противостоять он начал лишь спустя два года после произошедшего.
"Конечно, за последние 5 лет я до сих пор отстаиваю свои права. Когда меня обвинили, я не говорил, что я виновен. Кроме того, что на меня давили, Гульмира хотела, чтобы я ползком пришел и просил: "Отпустите меня, я буду делать все что вы хотите, буду золотой рыбкой вашей и взамен ничего не просить. У меня не было практики защиты: бороться, биться… я бы, наверное, предпринял. Я боялся за свою жизнь", - сказал потерпевший.
На вопрос защиты, почему не обратился за помощью после смены президента, он сообщил, что не знал, какова политика и полномочия у нового президента.
"Я не знал, какая политика, какие полномочия (у нового президента). Люди Назарбаева управляли дальше. Она же не действовала так: сменился президент - и надо его отпускать… нет, так не произошло. Кайрат Сатыбалды сказал: красное - по красному, черное - по черному… он демонстрировал свои возможности. Я не могу иначе думать. Я знал, что у них ресурсы имелись достаточные, даже если президент сменился. Они могли обращаться к президенту, членам семьи", - рассказал Жунусов.
Он добавил, что все решения по бизнесу принимались совместно. Кроме того, Абай Жунусов поспорил на суде с ее защитниками, заявив, что они улыбаются и ехидничают.
"Я был испуган. Я не знал, как остановить ее. Я думал, может, она остановится. Меня охватил страх, я испугался, но не мог никому сказать. Я не смог не только думать и сказать: "Позвоните кому-то". Когда полиция приехала, я боялся, что станет еще хуже", - поделился эмоциями потерпевший.
В какой-то момент потерпевший посчитал, что защитники улыбаются и ехидничают.
"Вы издеваетесь над моими чувствами", - заявил он.
Адвокат ответила, что он неправильно оценил мимику.
"Как только я почувствую, что к вам идет личная неприязнь или мимика какая-то, я ее остановлю - я вам обещаю", - разрешил ситуацию судья.
После Жунусов рассказал, что происходило в один из дней, когда ему поступали угрозы.
"Меня обвиняли в хищении денег, которые я не похищал. Мне говорили: "Где эти деньги? Мы тебя сейчас вывезем, где эти деньги?". Я должен был отвечать за то, что я не совершал. Человек, с которым мы общались, говорит, что ты вор. Дает поручения. Я не думал кого-то просить, думал как-то надо сохранить себя", - говорит потерпевший.
После адвокат попросила описать конкретные действия всех присутствующих.
"Это все исходило от Гульмиры, она кидала на меня пластиковые бутылки. Касательно словесных унижений, да, были, там были мой брат и еще один человек, при них были словесные унижения. Касательно давления - она говорила, что "вывезут тебя в лес, за город", - сказал мужчина.
Адвокат уточнила, не обратился ли он к брату за помощью в тот момент и почему они после не обратились в органы. Потерпевший заявил, что "Гульмира была не в себе" и они побоялись.
"Люди, которые с ними находились… я понимал, что это все напоминало ОПГ, как преступники, как бандиты. Они не стеснялись, что являются такими… вольными людьми. Они не стеснялись показать… например, один из них вел себя таким образом, второй - по его словам, мне было известно, что он был бывший заключенный, и его руки все порезаны. Они рассказывали в ходе общения, когда меня возили против моей воли", - сообщил Жунусов.
Дело Гульмиры Сатыбалды
Суд над Гульмирой Сатыбалды начался в Алматы 3 июня. Представителей СМИ допустили в зал суда, однако им запретили снимать подсудимых и их защитников. Показания в суде дал потерпевший Абай Жунусов.
Напомним, экс-супругу Кайрата Сатыбалдыулы - племянника первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева - Гульмиру Сатыбалды задержали в марте 2022 года. В Антикоре тогда сообщали о возможном хищении Гульмирой Сатыбалды в группе лиц 747 млн тенге из бюджетных денег, а также хищении средств для ремонта объектов зимней Универсиады.
До суда, который начался в январе 2023 года в Астане, дошли не все обвинения. Как заявил тогда прокурор, Сатыбалды обвиняется в самоуправстве и организации похищения человека.
Обвинитель подробно рассказывал, как подсудимая могла организовать похищение своей подчиненной, и запросил для нее 8 лет лишения свободы. В марте суд отказал Гульмире Сатыбалды в просьбе перевода под домашний арест, заявив, что ранее она пыталась пересечь границу Казахстана.
В ходе судебных заседании потерпевшая Мекешева, похищение которой, по версии обвинителей, организовала Сатыбалды, заключила с ней медиативное соглашение и отказалась от претензий. Сама Гульмира Сатыбалды частично признала свою вину, но отказалась признать факт похищения человека.
Гульмира Сатыбалды до оглашения приговора произнесла последнее слово в суде и заявила, что ее необоснованно связывают с семьей первого президента, и использовали, чтобы повлиять на бывшего мужа Кайрата Сатыбалды с целью признания им вины.
4 мая 2023 года Гульмиру Сатыбалды приговорили к 7 годам лишения свободы. 30 июня 2023 года в суде Кызылорды вынесли приговор по делу Гульмиры Сатыбалды и еще 6 подсудимых, которых подозревали в присвоении и растрате 441 млн тенге при строительстве теплосетей в городе.
Суд Кызылорды учел приговор суда Астаны от 4 мая 2023 года - и путем поглощения менее строгого наказания более строгим назначил ей 8 лет лишения свободы. Таким образом, ее срок наказания продлится еще на 1 год.
Напомним, на днях Гульмиру Сатыбалды этапировали из Астаны в Алматы.
Будьте первыми, кто узнает все важное! Подписывайтесь на NUR.KZ в WhatsApp!
Подписаться