За что в Казахстане можно угодить в тюрьму?
Опубликовано:
Почти три года проведет за решеткой павлодарец Серик Бекетов (имя изменено) за кражу трех бутылок водки и вина, килограмма мяса с суп-набором и дюжины яиц.
Такой приговор вынесла областная Фемида подвыпившему воришке, заглянувшему на огонек к своему приятелю.
Тюремная копилка полна таких курьезов.Об этом рассказал руководитель пресс-службы комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) Минюста Галымжан Хасенов.
Вот еще несколько примеров из судебной практики: 1,6 года - за кражу "носильных вещей" из подвала примерно на пятнадцать тысяч тенге; год заключения - за украденный велосипед стоимостью 22 тысячи тенге; три года - за кражу мобильника в 30 тысяч тенге.
Вроде все правильно: вор должен сидеть в тюрьме. Неважно, что он украл - средство связи, курицу или ведро картошки. Ведь обобранный гражданин, может, во всем себе отказывал, чтобы накопить на сотовый телефон, да и нужных номеров уже не восстановишь. А для бабушки домашняя птица или провизия - спасение, потому как на пенсию особо не разгуляешься.
Но, наверное, было бы правильнее возместить урон от кражи и принести, пардон за пафос, пользу Отечеству и сэкономить массу госсредств. Вот немного арифметики.
В 2002 году казахстанская популяция заключенных занимала третье место в мире, по данным позапрошлого года - 23-е. Людей на нарах стало меньше - пятьдесят с лишним тысяч человек.
И на каждого из сидельцев казна ежегодно выделяет без малого 345 тысяч тенге. Потратив полминуты на расчеты, получаем невероятную цифру: содержание всего тюремного населения в год обходится в 17 с четвертью миллиардов тенге (больше 117 миллионов долларов!) И это не считая затрат на тех, кто томится за решеткой во время следствия.
Ущерб от совершенного преступления не всегда сопоставим с суммами денежного довольствия осужденного в тюрьме
Зампред КУИС Ескали Саламатов в своем письменном комментарии "ЭК" признал: ущерб от совершенного преступления не всегда сопоставим с суммами денежного довольствия осужденного в тюрьме. Конечно, мы не говорим о тех, кто избивал, убивал, насиловал, - они, безусловно, заслуживают непочетного звания зэк. А вот если взять, к примеру, небольшую кражу.
За тайное хищение чужого добра Уголовный кодекс предлагает несколько вариантов наказания: штраф 200-700 МРП (т.е. 282-990 тысяч тенге) или в размере зарплаты или иного дохода за два-семь месяцев; общественные работы в течение 180-240 часов; исправительные работы до двух лет, арест до полугода; ограничение или лишение свободы до трех лет. Судьи нередко выбирают последний пункт.
Общественные работы вообще милое дело: сэкономленные на кормежке зэков деньги можно потратить на более полезные дела. А воришкам, предположим, будет куда унизительнее драить туалеты и подметать тротуары, чем сидеть в колонии.
Но, по данным начальника управления 4-го департамента Генпрокуратуры Марата Кайбжанова, в прошлом году к общественным работам приговорены всего 1232 человека - 3,08 процента от общего числа всех осужденных. Интересно, почему же так мало? Казалось бы, это идеальный вариант для "мелких" правонарушителей: стащил чужое - метлу в руки и вперед служить Республике Казахстан. Между прочим в случае злостного уклонения от общественных работ они заменяются арестом, ограничением или лишением свободы.
В минувшем году главный надзорный орган страны направил свои предложения в Верховный суд о целесообразности более широкого применения общественных работ, штрафа и ареста "как действенных рычагов в борьбе с преступностью".
Есть и другая сторона медали: у кого деньги есть, могут без ущерба свободе позволить себе "шалости" куда серьезнее, чем украденные "носильные вещи", и получить за них несоразмерно мягкое наказание.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/150838-za-chto-v-kazahstane-mozhno-ugodit-v-tyurmu/