KZ

Как уволиться с работы правильно: эффективные советы

Две женщины за столом ведут беседу
Как правильно уволиться с работы: Pixabay

Как уволиться с работы, сохранив достоинство и добрые отношения с коллегами? Казалось бы, уволиться — дело не хитрое. Но не все так просто. Есть множество подводных камней. Как обойти их и уйти красиво, подскажут эксперты.

Известите начальство раньше всех

Как грамотно уволиться, чтобы прежний руководитель не оказал впоследствии негативного влияния на дальнейшую профессиональную деятельность? Независимо от того, какие отношения сложились с начальником, ему первому сообщите о решении уйти с работы.

Подготовьтесь к предстоящему разговору, подумайте над такими вопросами:

  1. Как уволиться, чтобы смягчить последствия ухода? Найдите и проработайте рациональные пути решения проблем, которые возникнут на производстве после вашего ухода, и предложите их начальству. Идеально, если найдете компетентного человека на свое место.
  2. Как действовать, если руководство предложит остаться и озвучит заманчивое предложение? Продумайте, какие условия будут приемлемы, а какие нет. Когда твердо решили уйти, вежливо поблагодарите за предложение, подчеркните его ценность, обоснуйте свой отказ (новые возможности роста, высокая должность, длительный отпуск или другие выгодные условия новой работы).
  3. Как поступить, если руководство попросит остаться на некоторое время (неделю, месяц), пока не подыщет замену? Решите для себя, подходит такой вариант увольнения или нет.
  4. Готовы ли уйти, если начальник скажет увольняться сразу, как только узнает о принятом решении? Будьте готовы сразу собрать вещи и покинуть предприятие (офис), если поступит такое распоряжение.

После того как поговорите с руководством, о своем увольнении ставьте в известность даже близких и дружески настроенных коллег.

Ведите себя достойно

Разговор с руководителем об окончании трудовых отношений всегда вызывает у обеих сторон неловкость. В случае натянутых отношений спокойную беседу вести еще более сложно. При любом состоянии дел важно сохранить лицо.

Эксперты считают, что, даже если между начальником и подчиненным существует конфликт, спокойный тон в деловых рамках поможет исправить положение. Психолог Мартин Селигман (США) в книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» советует в любых обстоятельствах смотреть на жизнь позитивно, тогда решение даже самых сложных задач не будут обременительны.

Мужчина и женщина разговаривают за столом
Как грамотно уволиться с работы: Pixabay

Чтобы беседа прошла спокойно и была продуктивной, отправляйтесь к руководству в хорошем расположении духа и с позитивным настроем.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут достойно уволиться с работы:

  • проявите к начальнику уважение как к личности;
  • выразите руководителю благодарность за совместную работу;
  • подчеркните, что причинами ухода стало более перспективное предложение, состояние здоровья, семейные обстоятельства;
  • не рассказывайте в подробностях о новой должности, достаточно сказать, что на новом месте будут обязанности, которые вам интересны;
  • сохраните лицо: не выказывайте руководителю накопленное недовольство, даже если оно справедливо;
  • не говорите окружающим и не пишите в социальных сетях ничего, что бы оскорбило или унизило достоинство бывшего работодателя. Это негативно характеризует вас;
  • напишите письменное заявление на увольнение в стандартной форме. Не следует писать лишнего и описывать причины ухода.

Если в отношениях с руководителем или коллегами присутствует конфликт, справиться с психологическими нагрузками помогут рекомендации мотивационного оратора, психолога Риммы Федяевой.

Как уволиться с работы: сохраните хорошие отношения

Причины, которые побудили человека уволиться с работы, могут быть совершенно разными. Практический консультант-психолог и специалист по внутриличностным конфликтам Римма Федяева приводит ряд причин, по которым люди уходят с привычного места работы.

Что бы ни побудило к перемене места, помните, что профессиональный мир еще более тесен, чем окружающий. Если после ухода оставить о себе нелестные впечатления, существует риск создания негативной профессиональной репутации. Помните, что новый работодатель может отказать в хорошем месте именно из-за нее.

Как правильно уволиться, чтобы шлейф нелестных отзывов не стал препятствием на будущем месте работы? Даже если социально-психологический климат в коллективе неустойчив, увольняющемуся нужно абстрагироваться от негативных эмоций и перед уходом наладить отношения с коллегами.

При этом не нужно стараться угодить всем. Михаил Лабковский назвал пять вещей, которые человек не должен делать, если хочет стать успешным, и этот пункт стоит на первом месте.

Вот примеры, как это сделать:

  1. Обменяйтесь с сотрудниками контактами.
  2. Напишите и зачитайте благодарственную открытку за приятную работу и призывом оставаться на связи.
  3. Угостите сотрудников на прощанье пиццей, чаем с конфетами.
  4. Поинтересуйтесь, можете ли чем-то помочь коллегам.
  5. Извинитесь перед коллективом, если чувствуете себя в чем-то виновным.
  6. Проведите время с коллегами в неформальной обстановке.

Даже если в рабочей обстановке возникали конфликты, как правило, за пределами предприятия эмоциональный накал пропадает, темы бесед меняются, а негативные эмоции уходят.

Как правильно увольняться: завершите текущие дела

Последнее впечатление повторить невозможно, как и первое. Поэтому важно оставить после себя хорошие воспоминания. Осознайте, что уход сотрудника обходится работодателю достаточно дорого (6–9 месячных зарплат) и нарушает размеренное течение жизни трудового коллектива. Поэтому, перед тем как уйти с работы, завершите текущие дела.

После подачи официального заявления об увольнении сотрудник должен:

  • отработать оговоренное контрактом или положенное трудовым законодательством государства время;
  • оформить все документы;
  • передать руководству или другому назначенному представителю дела.

По возможности завершите текущие проекты. Если на момент ухода в компании вы ключевая фигура в деле, которое не можете завершить в положенный для отработки срок, оговорите возможность участия после увольнения, если в этом возникнет необходимость.

В противном случае:

  • оставьте рекомендации и пояснения преемнику;
  • окажите возможную помощь, пропишите инструкции;
  • дайте ответы на все вопросы по делу;
  • оповестите партнеров и клиентов, с которыми работали, о своем уходе. Оставьте им контакты коллег, которые смогут проконсультировать их по вопросам бизнеса.
Женщины анализируют отчет
Как правильно увольняться: Pixabay

Обязательно оповещайте руководителя, на каком этапе завершения находятся дела, сообщайте начальству о сложностях, которые возникли в процессе работы.

Позаботьтесь о новой работе

Случается, что человек уходит с работы без предварительного поиска нового места. Эксперты считают, что в среднем на поиск новой работы люди затрачивают 1–6 месяцев.

Как правильно увольняться, чтобы уменьшить безработный период? Сократить срок между увольнением и устройством на новое место службы помогут такие действия:

  1. Обновите резюме. Найдите на старой работе лучшие достижения и наиболее интересные проекты.
  2. Составьте портфолио. Отберите лучшие работы, которыми гордитесь.
  3. Подробно опишите обязанности, которые выполняли на прежнем месте деятельности.
  4. Попросите руководителя дать письменные рекомендации, спросите разрешения указать в резюме его контакты.
  5. Проанализируйте трудовой опыт, отметьте плюсы и минусы, сделайте выводы. Это поможет избежать ошибок на новом месте работы.
  6. Решите, куда желаете двигаться дальше в профессиональной жизни.
  7. Определите требования к новой работе.
  8. Начните искать место до того или сразу, как только напишите заявление об уходе.

Увольнение с работы — это сложный психологический период. Чтобы справиться с эмоциональным напряжением, заручитесь поддержкой близких людей, которым можно смело доверить тайные мысли.

Если решили изменить место работы, уходите правильно — не сжигайте мосты. Случается, судьба вынуждает вернуться на прежнее место службы. Если такого никогда не случится, уходите красиво, чтобы воспоминания руководства и сотрудников о вас как о профессионале были исключительно хорошие.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1722353-pocemu-ludi-na-samom-dele-uhodat-s-raboty-i-kak-ih-uderzat/