KZ

Планета Марс
Планета Марс: UGC

Марс — планета, которая издревле притягивала взоры землян. Его существование предположительно заметили еще древнеегипетские астрономы в XVI веке до н. э. В Средневековье индийские и персидские астрономы приблизительно высчитали расстояние до этой планеты и ее размеры. На сегодняшний день планета Марс — одна из самых изученных астрономами в Солнечной системе. Расскажем самые необычные факты о ней.

Вот необычные факты о планете:

Обитаем ли Марс

Еще в XVIII веке английский астроном Гершель заметил, что полярные шапки на Марсе меняют свою форму в зависимости от сезона.

К XIX веку ученые уже не сомневались в том, что время на Марсе не сильно отличается от земного и на планете меняются сезоны года. В 1884 году французский исследователь Этьен Леопольд Трувелло высказал предположение о том, что уменьшение и увеличение пятен на поверхности планеты — это сезонные изменения марсианской растительности.

Лишь в ХХ веке исследования НАСА показали, что на планете есть действующие гейзеры, которые и влияют на уменьшение пятен, состоящих изо льда и углекислого газа. До этого открытия идея о том, что на планете что-то растет, владела умами многих землян.

В 1870-х итальянский астроном Джованни Скипарелли открыл существование на Марсе каналов правильной геометрической формы. Спустя несколько десятилетий американец Персиваль Лоуэлл высказал сенсационное предположение — марсианские каналы — это ирригационные сооружения древней цивилизации. Гипотеза прямо дополняла мысль о наличии растительности.

Масла в огонь фантазий о марсианах подлил и известный изобретатель Никола Тесла. В 1899 году он заявил о том, что обнаружил радиосигнал, который не смог расшифровать. По его версии, это было приветствие марсианской цивилизации.

Писатель Эдгар Берроуз, познакомивший мир с Тарзаном, написал 11 романов о приключениях на Марсе Джона Картера и его родственников, чем способствовал популяризации идеи о марсианах. Но больше всех «прославился» Герберт Уэллс. В 1938 году радиопостановка его «Войны миров» вызвала настоящую панику.

Последний раз фантазии землян подогрели снимки с поверхности в 1975 году. Тогда космический аппарат из области Кидония передал изображение, напоминающее человеческое лицо. Позже в этой же области были сделаны изображения пирамид.

Лишь в конце 1970-х благодаря космическим аппаратам НАСА стало понятно, что каналы, лица и пирамиды являются лишь следствием игры света и тени, а поверхность не пригодна для жизни.

Марсианские миссии

В период с октября 1960 года по май 2018-го земляне осуществили 56 миссий для изучения Красной планеты. Из них 46% закончились неудачей по различным причинам —от проблем при запуске до потери связи с аппаратом и катастрофы при посадке на марсианскую поверхность. Лишь 26% считаются успешно завершенными, еще 5% значатся как частично успешные.

Проблема в том, что планеты двигаются непрерывно. Марс сближается с Землей раз в 17 лет. Тогда расстояние становится минимальным — 55 млн км. Последнее такое сближение было летом 2018 года.

Когда же планеты удалены друг от друга, максимальное расстояние между ними — 400 млн км. При благоприятных условиях полет на Марс занимает 5–10 земных месяцев.

На данный момент в разработке находятся семь марсианских миссий. Из них пять намечены на 2020 год и по одной на 2022 и 2024 годы. В планах — выход на марсианскую орбиту без посадки на марсианскую поверхность.