KZ

Традиционное обучение: как воспитать ребенка и не покалечить психику

Учитель сидит с книгой за столом
Иллюстративное фото: pixabay.com

Все то, что сегодня мы подразумеваем под альтернативным образованием, свободным воспитанием и гуманистической педагогикой, берет свое начало в прошлом веке.

Еще в далеком 1907 году бельгийский педагог и врач Овид Декроли отмечал «серьезные недостатки» традиционной школы.

По его мнению, в традиционной школе «не имеется вообще или существует лишь незначительная взаимосвязь между различными видами деятельности ребенка. Предметы обучения мало соотносятся с фундаментальными интересами ребенка и их развитием.

В большинстве предметов количество материала превышает способность почти всех детей к его восприятию и усвоению. В учебных планах предпочтение отдается предметам, обучение которых ведется только словесно. Представляется слишком мало возможности для индивидуальной, выбираемой самим ребенком деятельности».

Между тем, основными принципами обучения он считал - интерес, самостоятельность и самодеятельность. Мнение Декроли находило отражение во многочисленных других трудах того времени и среди многих других ученых умов столетия. Так, например, французский мыслитель Эмиль Шартье полагал, что основная цель воспитания и обучения - это переход от примитивного мышления к критическому. Не только подготовка к жизни, но и участие в ней.

Потому, как сегодня перед многими родителями стоит задача воспитать в детях самостоятельного, равного себе или выше индивида, личность. Это хорошее стремление родителей и помощью в этом может послужить полезная информация из правильных источников, имеющая твердый фундамент.

Информация, рассматривающая процесс воспитания и образования детей с разных сторон, ни в коем случае не имеющая чего-то лишь одного верного и всего другого неправильного.

Даже ныне востребованная всеми система Монтессори имеет свои плюсы и минусы. Известный немецкий педагог и создатеть понятия «детский сад» Август Фребель так высказывался о методе Монтессори:

"Она вполне последовательно включает в свою систему воспитания и воспитание, например, вкуса и обоняния, не задавая себе даже вопроса: для чего необходимо развитие этих чувств, какую цель может оно преследовать…

Всесторонне развитой человек — это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обоняние, но прежде всего тот, кто приобщился ко всем ценностям культуры, то есть владеет методом научного мышления, понимает искусство, чувствует право, обладает хозяйственным складом деятельности».

Центром педагогики Фребель считал игру: ребенок в ней выражает свой внутренний мир через изображение внешнего.

Еще одно впечатляющее высказывание, которое пробуждает нас взглянуть на воспитание с другой стороны, это слова Ферьера: «Ребенок это несовершенный взрослый, он является в каждом отдельном возрасте законченным в себе существом».

Получается, учитель может выполнять роль наставника. Не того, кто вкладывает знания, а выполняет роль направляющего, помогает ребенку концентрировать внимание, определить свои интересы. Все это очень трудно вяжется с тем, как обучают детей в традиционных школах.

Многие считают, что общеобразовательные школы с бесконечной системой муштры и зубрежки калечат психику детей. И объем знаний, который должны усвоить ученики, никак не сопоставим с их возможностями и отведенным на это временем.

Все это наталкивает на вопрос: что же центрично? Ребенок с его интересами или знания, порой без возможности практического применения? Каждый ответит и п—своему будет прав.

Но все же, время показывает, что педагогика, в которой учитываются интересы и склонности детей, более успешна в воспитании свободно мыслящих и творческих людей, имеющих критическое мышление. Способных отождествлять себя частью Вселенной и имеющих право участвовать в ее изменениях.

Разве не такие люди становятся первооткрывателями, учеными, ораторами и лидерами? Правильное воспитание дает ребенку шанс реализовать свои возможности и потенциал, стать тем, кем бы ему хотелось, приносить пользу себе и окружающим.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1894623-tradicionnoe-obucenie-kak-vospitat-rebenka-i-ne-pokalecit-psihiku/

Автор: Адель Жусупова
Традиционное обучение: как воспитать ребенка и не покалечить психику