KZ

Что такое критическое мышление в педагогике

Критическое мышление
Критическое мышление: 24tv.ua

Критическое мышление — это рациональный, скептический и непредвзятый анализ или оценка получаемой информации. Сегодня эти навыки часто упоминаются в списке обязательных soft skills (‘гибких навыков’), которыми должен обладать претендент на ту или иную должность. А задача системы образования — научить этим навыкам. Расскажем подробнее о критическом мышлении и его применении в педагогике.

Критическое мышление — это ... простыми словами

Принято считать, что термин «критическое мышление» вошел в научный оборот еще в конце 1920-х, но широкое распространение получил позже.

Во второй половине ХХ века образование столкнулось с проблемой увеличения информационной нагрузки, резко вырос объем знаний, необходимый новым поколениям для успешного существования в обществе. Тогда американский педагог Джон Дьюи высказал предложение о том, что именно развитие критического мышления, а не передача знаний должно стать главной задачей образования.

Критическое мышление — это рациональный, скептический и непредвзятый анализ или оценка получаемой информации. Оно имеет три важных составляющих:

  1. Отношение — стремление индивида рассматривать любую возникшую проблему с разных сторон.
  2. Знание о методах, принципах и логике мыслительного процесса.
  3. Навыки применения имеющихся знаний о мышлении на практике.

Психологи утверждают, что существует два способа мышления:

  • Впитывание всей имеющейся информации, накопление фактов, позволяющее сделать мир более осмысленным.

Долгое время система образования использовала подобный тип мышления, заставляя учащихся заучивать информацию, полученную на уроке или в учебнике. Проблема данного способа мышления в том, что аргументы, высказанные автором, переносятся в голову получателя автоматически, не подвергаясь проверке.

  • Активное взаимодействие с получаемой информацией и оцениванием силы высказанных аргументов.

Подобный стиль мышления стал особенно актуален после резкого увеличения информации, производимой человечеством в последние десятилетия.

Кроме того, человеческое мышление подвержено систематическим ошибкам, которые получили название «когнитивные искажения». В «Википедии» им посвящена отдельная статья. В ней только искажения, которые связаны с принятием решений, разбиты на шесть групп, в каждой из которых перечислены от трех до 26 пунктов. Искажения, связанные с ошибками индивидуальной памяти, насчитывают около десятка наименований.

Критическое мышление
Критическое мышление: Еngage.it

Поэтому навыки критического мышления считаются важными в современном мире. Человек, обладающий ими:

  • способен установить и понять причинно-следственную связь между идеями и фактами;
  • может оценить важность тех или иных идей или аргументов;
  • способен признавать и оценивать точки зрения, отличающиеся от его собственной, и выстраивать собственную аргументацию;
  • выявляет наличие несоответствий в процессе не только чужих, но и собственных рассуждений;
  • умеет последовательно и целенаправленно решать возникающие проблемы.

Человек с критическим мышлением обладает навыками:

  • логически структурировать рассуждения;
  • последовательно и четко аргументировать собственную позицию;
  • эффективно построить речь для изложения собственной позиции.

Истоки критического мышления исследователи находят в сократовском методе. Как известно, философ одним из первых применял метод анализа аргументации оппонента для разбора ее сильных и слабых сторон.

Долгое время после Сократа философия и наука основывались на предположении, что процесс мышления и получаемые в его результате выводы безупречны.

В ХІХ веке Кант предположил, что любое знание строится на двух типах рассуждений: аналитических (поясняющих) и синтетических (расширяющих). Последние, по мнению философа, нуждаются в прояснении.

В ХХ веке К. Поппер поставил под сомнение сам научный метод. Исследователь высказал предположение о том, что научные выводы следует подвергать сомнениям. Ни одну теорию, писал Поппер, нельзя доказать, но ее можно попытаться опровергнуть, исследовав аргументы, на которых она основана. Если она выдержит проверку опровержением, ее следует считать научной.

Английский мыслитель Б. Рассел предложил принципы, которые стали основой для формулирования суждений в теории критического мышления:

  1. Не может считаться верным мнение, которое противоречит высказываниям экспертов, которые пришли к согласию.
  2. Ни одно мнение не должно считаться верным, если эксперты по его поводу не пришли к согласию.
  3. Обычному человеку стоит воздержаться от высказывания мнения по вопросам, в которых эксперты не имеют достаточных оснований для формулировки определенного мнения.

Критическое мышление — это способность анализировать и ставить под сомнение получаемую информацию. Теория критического мышления любые данные предлагает рассматривать как текст, содержащий послание. Его рекомендуется оценивать по таким критериям:

  1. Цель, которую ставил создатель информации.
  2. Проблема — вопросы, на которые ищет ответ автор.
  3. Допущения — аргументы, приводимые автором как само собой разумеющиеся.
  4. Точка зрения автора на приводимые аргументы. Насколько он считает их истинными?
  5. Данные — насколько достоверна информация, приводимая в тексте.
  6. Концепции и идеи.
  7. Выводы и их интерпретация автора.
  8. Следствия — призыв к действию, который предлагает автор.
Критическое мышление
Критическое мышление: Steemit.com

Как развить критическое мышление у детей

Настоящий интеллигент способен мыслить, контролировать собственные эмоции и обладает исследовательскими навыками. Это те важные качества, которые следует развивать у детей.

Психологи уверены, что критическое мышление формируется задолго до того, как ребенок попадет в систему образования. Важным для формирования навыка является возраст почемучки (3–5 лет). Ребенок начинает задавать множество вопросов об устройстве окружающего мира.

Если родители не отмахиваются от ребенка и не дают шаблонные ответы, его желание мыслить самостоятельно увеличивается. Поэтому психологи рекомендуют родителям стимулировать любопытство ребенка, задавать встречные вопросы и предлагать вместе поискать ответ.

В домашних условиях ребенка можно научить:

  • Не принимать ни один факт без проверки. Предлагать каждый раз, когда ребенок что-либо узнал, поискать дополнительную информацию по теме.
  • Формулировать цели на день, неделю и месяц, а также расспрашивать о том, удалось ли ему сделать то, что собирался, как он себя чувствует, достигнув желаемого. Также важно научить его рассуждать о собственных неудачах и их причинах.
  • Сомневаться в собственной правоте. Важно, чтобы ребенок умел оценивать свои действия. Поэтому ему следует предлагать после какого-либо поступка стать на место того, кого этот поступок коснулся. Так ребенок научится принимать другие точки зрения.
  • Разделять любую проблему на несколько простых составляющих. Если ребенку какое-то действие кажется сложным и невыполнимым, стоит предложить ему подумать о проблеме и разделить ее на простые физические действия, несложные шаги, которые помогут решить возникшее затруднение.
Критическое мышление
Критическое мышление: Кladvsebe.ru

Приемы критического мышления должны сопровождать ребенка и в школе. Независимо от предмета, который изучает ребенок, важно, чтобы педагог:

  • Поощрял групповую работу. Среди сверстников у ребенка больше шансов научиться использовать аргументы и оценивать высказывания других.
  • Стимулировал творческие способности. Поставив задачу, учитель не должен давать готовых инструкций по ее выполнению, но предлагать детям найти способ решения самостоятельно. Также полезным является подведение итогов работы на уроке в виде схем и рисунков, которые дети должны сделать самостоятельно.
  • Привлекал детей к мозговому штурму для решения важных проблем на уроке. Метод позволяет не только научиться оценивать чужие аргументы, но и быть толерантным к различным точкам зрения.
  • Учил сравнивать и сопоставлять различные явления.
  • Задавал вопросы, учил самостоятельно ставить вопросы и искать ответ на них. Так, один из методов развития критического мышления — деление вопросов на «толстые», требующие развернутого ответа, и «тонкие», на которые достаточно ответить однозначно.
  • Поощрял ставить собственные образовательные цели к теме. Один из методов развития критического мышления предполагает, что после оглашения темы школьники могут самостоятельно выбрать, что именно в ней интересно и изучить этот аспект.
  • Привлекал к проведению дискуссий и дебатов. Они помогают не только четко сформулировать свое отношение к проблеме, но и аргументированно его высказать.
Критическое мышление
Критическое мышление: Letidor.ru

Ребенок, овладевший навыками критического мышления, не будет никакую информацию воспринимать за чистую монету, способен описать и проанализировать свои чувства и переживания, берет на себя ответственность за последствия, не зависит от постороннего мнения и способен воспринимать абстрактные понятия.

Критическое мышление — это полезный навык, формирование которого зависит от совместных усилий педагогов и родителей.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1779248-cto-takoe-kriticeskoe-myslenie-v-pedagogike/