KZ

Характеристика с места работы: как составить в 2021 году

Мужчина держит документ в руках
Характеристика с места работы: Pixabay

Характеристика с места работы — пережиток прошлого или полезный документ? В Казахстане такой документ поможет решить налоговые, бюрократические и прочие вопросы. Но есть нюансы в том, как должна выглядеть характеристика и какие сведения должны быть в ней указаны.

Характеристика с места работы: как составить

Характеристика на работника — рекомендательное письмо, в котором представлена оценка труда сотрудника, описан его трудовой путь, навыки и умения, его личностные качества и достижения.

Вначале кажется, что написать такой документ не составит труда. Однако есть определенные правила, которых следует придерживаться, чтобы полно и четко представить требуемые сведения. Такое письмо-характеристику может попросить работник или ее запросят организации и учреждения.

Так ли важна характеристика с места работы? Казахстан регламентирует составление подобных документов на законодательном уровне. В Трудовом Кодексе (статья 62) указано, что документ должен подтвердить трудовую деятельность сотрудника. С характеристикой-рекомендацией повышаются шансы устроиться на новое рабочее место.

Если проанализировать готовые характеристики с места работы, то увидим, какие есть виды писем подобного рода:

Внутренние характеристики

Такой тип рекомендательного листа, как правило, запрашивают вышестоящие руководители. На основе изложенного в справке руководство делает вывод и оценивает профессиональные и личностные качества сотрудника.

Внутренняя характеристика с работы запрашивается в таких случаях:

  • перевод на новое место или повышение;
  • оценка способностей сотрудника для выполнения той или иной задачи;
  • поиск оптимальных решений, чтобы повысить качество выполняемой работы;
  • оценка поведения работника в стрессовых ситуациях;
  • проверка профессиональных навыков;
  • выяснение уровня доверия;
  • поиск оснований для увольнения.

Внутреннюю характеристику-рекомендацию пишут руководители подразделений, где работает сотрудник. Иногда помогают составить документ специалисты отдела кадров.

Внешняя характеристика

Положительная характеристика на сотрудника поможет быстрее найти новое рабочее место или решить некоторые бюрократические и налоговые вопросы. Запрашивает ее сам работник. В этом случае рекомендательное письмо — это отзыв о нем, который поможет:

  • поступить в вуз;
  • получить кредит;
  • пройти воинскую службу;
  • решить определенные вопросы с государственными структурами;
  • получить разрешительные документы.

При составлении характеристики по просьбе сотрудника рекомендуем прояснить назначение этого документа, чтобы сделать правильные акценты при его составлении. Если рекомендательный формуляр нужен для кредита, то профпригодность работника не так важна, как его дисциплинированность, ответственность и подобные личностные качества.

Еще характеристика работника запрашивается сторонними инстанциями и лицами: адвокатами, государственными структурами, должностными лицами и так далее. Как правило, его запрашивают в случае подозрения в правонарушении. Такой запрос сопровождается четким определением, какого именно рода должна быть информация.

Характеристика-рекомендация обретет юридическую силу только, когда ее заверят печатью, подписью официального лица и проставят даты.

Подписывают документ
Характеристику необходимо официально заверить: Pixabay

Теперь подробнее рассмотрим, как правильно составить такой документ:

  1. Излагайте характеристику на официальном бланке предприятия, где работает человек, либо на обычном листе формата А4.
  2. Пишите от третьего лица.
  3. Первое слово должно быть «Характеристика», а только потом ФИО без сокращений, потом — должность работника.
  4. Ограничений по объему нет.
  5. В конце укажите место предоставления документа, а также подпишите его, чтобы было понятно, кем составлена рекомендация.

Содержание внутренней характеристики отличается от внешней. В первой разновидности обычно опускается информация относительно рабочего места сотрудника и адрес предоставления документа.

Внешняя характеристика должна содержать все персональные сведения работника, но только с его письменного согласия. Если обобщить, то любая характеристика-рекомендация состоит из таких блоков:

  1. Заголовок.
  2. Анкетные данные.
  3. Описание трудовой деятельности.
  4. Личные качества.
  5. Заключение.

Заголовок и заключение — основа оформления письма-характеристики. Укажите все официальные данные человека (ФИО, год рождения, образование и специальность, наличие степеней и званий). В остальных блоках раскройте профессиональные навыки сотрудника, составьте его психологический портрет.

Характеристика с места работы: где нужна, пример

Женщины пожимают друг другу руки
Характеристика понадобится при устройстве на новое рабочее место: Pixabay

Рекомендательное письмо с места работы необходимо в следующих случаях:

  • при устройстве на новое место работы;
  • по запросу суда;
  • при снятии или постановке на учет у нарколога и психиатра;
  • чтобы поступить в вуз или получить среднее специальное образование;
  • для оформления опеки, кредита, налоговой отчетности, рабочей визы;
  • в военном комиссариате;
  • при наказании или увольнении сотрудника;
  • чтобы подать документы на улучшение жилищных условий.

Теперь наглядно рассмотрим, как пишется характеристика. Образец представлен ниже:

ООО «Страховщик»
Казахстан, 050000 Алматы, Карасай батыра 69
тел.: (727) 378-45-ХХ, (727) 378-45-ХХ; факс: (727) 378-45-XX
Характеристика
на Сафунарову Динару Данисовну, старшего экономиста ООО «Страховщик»
Сафунарова Д.Д., «05» февраля 1989 года рождения, образование высшее (окончила в 2015 г. Восточно-Казахстанский университет имени С.Аманжолова по специальности «Экономика и управление»).
Работает в ООО «Страховщик» на должности экономиста с 18 апреля 2016 г. В 2019 году переведена на должность старшего экономиста. Работу совмещала с посещением курсов повышения квалификации, на которые была направлена по инициативе руководителя. Сотрудница успешно окончила дополнительное обучение, получила сертификаты по программе «Финансовая аналитика», «Современный экономический прогноз».
В работе продемонстрировала хорошие познания в своей специальности, умение применять знания на практике. Отличительная черта Динары Данисовны — профессиональное ведение переговоров. Сотрудница коммуникабельная и постоянно стремится самосовершенствоваться. Интересуется экономическим развитием не только в стране, но и за ее пределами, что хорошо сказывается на работе. Дополнительно посещает тренинги и семинары по экономике.
Сафунарова Динара Данисовна — ответственный и надежный сотрудник, который понимает, что такое дедлайны. За все время на должности экономиста ни разу не нарушила сроки выполнения поставленных задач. Руководство работой Динары довольно, поскольку сотрудница всегда предоставляла исчерпывающие отчеты, быстро принимала правильные решения в трудных ситуациях. Сотрудница спокойно принимает критику и быстро учится на собственных ошибках. Динара стрессоустойчива, пользуется уважением в коллективе. В конфликтных ситуациях не замечена.
Дисциплинарных взысканий за время работы не получала.
Характеристика составлена для предоставления по месту требования.
«19» августа 2020 года
Генеральный директор ООО «Страховщик» __________ Т.К. Курасов
(подпись)
Начальник отдела кадров _________­­­­­­­­­____________ И.С. Золотова
(подпись)

Не переживайте, если работник попросит составить рекомендательный лист. В статье описано, как его написать, а также представлен образец характеристики, чтобы не возникло трудностей при ее составлении. Придерживайтесь указанных требований и правил, тогда без труда составите формуляр.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/fakty-i-layfhaki/1761179-harakteristika-s-mesta-raboty-obrazec-2018/

Характеристика с места работы: как составить в 2021 году