Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Назад к истокам: почему казахстанцы стали переезжать из городов в села

Опубликовано:

Казахстанцы стали возвращаться из городов в сёла. Что ими движет: усталость от городской суеты или финансовая безысходность, когда на фоне постоянно растущих цен единственной возможностью прокормить семью становится натуральное хозяйство? Корреспонденты NUR. KZ попытались это выяснить.

Наталья Дрозд – до мозга костей городской житель. Она родилась в городе и до 41 года прожила там. И вдруг оказалась в деревне, да не в пригороде, а за 140 километров от областного центра. Сменить городскую прописку на сельскую было решением ее мужа. Спустя двадцать лет мужчина решил вернуться в родную деревню, которую покинул в тяжёлые для всей страны времена.

«Когда в 1995 году я уезжал из родного села Шарбакты (Лебяжинского района Павлодарской области – прим. ред.), оно было практически развалено, - вспоминает Сергей Дрозд. – Не было ни работы, ни денег, постоянно отключали электричество. В общем, тоска полнейшая. Вот и подался в город в поисках лучшей жизни».

И назад, в село вернулся всё с той же целью. Ведь сегодня Шарбакты уже не та бесперспективная деревня, какая представлялась её жителям двадцать лет назад. Здесь очень развит придорожный сервис, успешно работают крестьянские хозяйства. Кстати, о последних. В ближайших планах Сергея – открыть собственное крестьянское хозяйство. Сейчас он собирает необходимый пакет документов. И к весне активно возьмётся за дело.

«Жена будет председательствовать, а я больше к лопате привычен», - улыбается глава семьи.

Хотя, конечно, это больше образное выражение, говорящее, скорее о том, что Сергей, выросший на земле, любит на ней работать. Ещё живя в городе, семья Дрозд каждый год в течение последних трёх лет приезжала в Шарбакты высаживать арбузы. Какой-никакой, а приработок к учебному году, чтобы одеть-обуть двоих детей-школьников. А вообще, глава семьи – водитель. В Павлодаре в основном работал в частных фирмах. Но в последнее время с работой стало не густо.

«Или платят копейки, или отказывают в рабочем месте, ссылаясь на мой возраст. А мне всего 52 года», - рассказывает Сергей Дрозд.

Наверное, во многом именно это обстоятельство и сыграло решающую роль при принятии решения о переезде.

Глава семьи рассчитал все. На деньги, вырученные от продажи своей городской недвижимости, купили КамАЗ и небольшой домик на самой окраине деревни.

Сейчас этот КамАЗ кормит всю семью Дрозд. Сергей закупает майкубенский уголь и развозит его по ближайшим сёлам в округе. День в доме по хозяйству, где требуются мужские руки, два – в дороге. Ещё и сбором документов для открытия собственного крестьянского хозяйства успевает заниматься. Но такой достаточно плотный график главу семьи не пугает. Наоборот, придаёт силы.

«Я себя здесь чувствую дома, на своём месте», - признаётся Сергей.

Сказать тоже самое про Наталью, наверное, пока нельзя. Хотя и ей уже удалось найти плюсы в деревенской жизни. Например, «другое небо».

«Оно такое звёздное! – удивляется она. – В городе такого нет. Дышится в деревне легко. Да и в экономическом плане по дороговизне жизни город явно проигрывает селу».

В общем, как уверяет Наталья, работавшая в Павлодаре кухрабочей, её всё устраивает, и она ни о чём не жалеет. Кроме разве что проданного городского дома. Дело в том, что супруги строили его сами, точнее, переделывали старую избу на свой лад, в комфортабельный и современный дом. Столько труда и любви было в него вложено!

«Но ничего! – не унывает женщина. – Мы и этот деревенский дом обустроим со временем. Не всё сразу».

Пока же супруги сделали здесь лишь косметический ремонт, чтобы перезимовать. А уже весной начнут претворять свои планы в жизнь.

Возможно, Наталья ощущала бы больший дискомфорт в быту, если бы до этого жила в городской квартире со всеми коммунальными благами цивилизации. Но семья Дрозд и в городе обитала в частном доме, поэтому разницы между городом и деревней в плане удобств – никакой. Пришлось, правда, научиться печь хлеб. Дело в том, что за продуктами супруги ездят в Павлодар, закупаются, как правило, на месяц. Но хлебом же на месяц не запасешься! Вот и пришлось осваивать хлебопечение. К слову, Наталья очень быстро научилась этой премудрости.

«Хлеб печь уже научилась, а вот со скотиной обращаться до сих пор не могу», - признаётся женщина.

«Ничего! – подбадривает её муж. - Деревня всему научит!»

Дети супругов Дрозд: 13-летняя Ольга и 10-летний Антон, к деревне привыкли быстро. Возможно, потому что оба – очень общительные по натуре и быстро нашли себе друзей.

«Я была не против, когда родители сказали, что мы будем жить в деревне, - вспоминает дочь Сергея. – Мне всегда здесь нравилось, когда мы сюда приезжали в гости (Сергей Дрозд поддерживает дружеские отношения со многими своими школьными друзьями) или летом на арбузы».

Особенно Ольге нравится то, что она – единственная ученица в классе. В шарбактинской школе казахский язык обучения, и ради одной ученицы открыли класс.

«В моём городском классе было очень много учеников, - говорит школьница. – А здесь я одна, все внимание – мне! И если какая-то тема для меня непонятна, учитель объясняет её одной мне. Индивидуальный подход получается».

Наталья каждый день проверяет у детей домашние задания и говорит, что претензий к здешнему качеству образования у неё нет.

«Жаль только, что в деревне – небольшой выбор для детей в плане проведения досуга, - отмечает Наталья. – В городе дочка и на плавание ходила, и в теннис играла. А в деревне на шахматы переключилась».

«Мам, не переживай! Мне нравятся шахматы!» – сочла нужным добавить Ольга.

В город семья возвращаться не планирует.

«Когда дети вырастут, если захотят – пожалуйста! А мы свою жизнь связываем только с деревней, которая, если не лениться, ещё никому не позволяла голодать», – уверенно заявил глава семьи.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/976788-nazad-k-istokam-pochemu-kazakhstancy-st/

pixel