KZ
Ученый заявил о распространении ислама еще среди казахов-кочевников
Новости Калейдоскоп

Ученый заявил о распространении ислама еще среди казахов-кочевников

Расcказать Вконтакте

По словам профессора Назиры Нуртазиной, ислам распространился по степи еще во времена кочевников. Казахи совершали намаз пять раз ежедневно, читали Коран, отправлялись в Мекку и шли в битву, провозглашая имя Аллаха.

Историк полагает, что мусульманство утвердилось среди казахов в эпоху Золотой орды, пишет «Экспресс К». Однако, как отмечает ученая, в Казахстане и Центральной Азии ислам отличался определенной либеральностью, основанной на учении самаркандского теолога Матуриди. Для вхождения в мусульманскую общину достаточно было веры и признания Единства Аллаха и пророчества Мухаммада через произнесение формулы «Ля иляха иль Аллах Мухаммад расул Аллах».

Вместе с тем огромную роль играл суфизм в силу чрезвычайной популярности его харизматических лидеров – ишанов. Главным центром регионального ислама оставался мавзолей суфийского шейха Азрет Султана – Ходжи Ахмеда Йасауи (XII в.).

Как отмечает Назира Нуртазина, в советской историографии восторжествовал тезис о слабых позициях мусульманской религии у казахов на протяжении всей дореволюционной эпохи. Ислам считался религией классовой верхушки.

Однако ученая не согласна с этим и приводит слова культуролога, профессора Аслана Жаксылыкова: «В XVI–XVII вв в казахско-джунгарской войне казахский народ самоосознавал себя и самоидентифицировал на исторической арене в непосредственной связи с исламом. Это очевидный исторический факт».

Характерны также, по словам ученой, слова Чокана Валиханова о том, что «всякий кайсак знает, что он последователь Магомета и что он мусульманин… оно составляет его гордость перед иноверцами… С самого детства он то и дело слышит, что он мусульманин…».

До наших дней дошли отрывочные и в то же время уникальные исторические сведения о совершении кочевниками Казахстана ежедневного пятикратного намаза, уплаты закята (зекет), соблюдении поста в месяц Рамазан, жертвоприношений скота и других ритуалов во время праздника Курбан айт и Ораза айт. В честь святого месяца взрослыми и детьми исполнялись обрядовые песни «жарапазан» или «жарамазан», что происходит от «шаһр-рамазан», то есть месяц Рамазан.

Несмотря на большие расстояния и необязательный характер такого фарза (долга), как хадж, кочевники Казахстана все же устремлялись в сторону Мекки. Так, английский путешественник Дженкинсон (XVI в.) свидетельствовал о том, что с ним в одном караване ехали паломники из Дешт-и-Кыпчака – «кассаки магометанской веры».

Достаточно корректные с исламской точки зрения представления и знания средневековых казахов-кочевников о Боге и религии засвидетельствовал греческий путешественник XVIII века Христофор Барданес. Путешественник комментирует так: «Божия имя в общем употреблении у них Худай, и что Бог все знает, все слышит и все видит» – то есть, как отмечает ученая, речь идет об атрибутах Аллаха «Знающий», «Слышащий», «Видящий».

Как отмечает ученая, тенгрианская религия, будучи реликтовой, «полностью ушла в область архетипов, субстратов, суеверий, в мифопоэтичность фольклорного мышления». В формировании непротиворечивого синтеза древнетюркского наследия и ислама велика была заслуга суфизма. Суфийская интерпретация ислама не отрицала мир духов (аруахов), личную самореализацию, талант, харизму, уделяла большое внимание искусству импровизации, воображению, иррациональности, интуиции, поэзии и эстетике.

Казахские батыры брали Коран с собой на войну: миниатюрные образцы Священной книги мусульман, на которые был очень большой спрос в степи, носили за пазухой, в специальных внутренних карманах. Талисманы-обереги «бойтумар», в которых были спрятаны бумажки с аятами из Корана, являлись обязательным дополнением военной одежды казахов. Об этом писал этнограф Петр Рычков. Население Казахстана соблюдало и другие обряды и обычаи ислама, например, обрезание.

Толерантность ханафитского ислама позволила сохранить древний праздник Наурыз, который в лоне нового самосознания был адаптирован к монотеизму. Казахский Наурыз сопровождался чтением Корана, раздачей милостыни, взаимным прощением долгов, примирением враждующих сторон.

Также ученая отмечает, что законы Тауке хана или «Жеті Жарғы» (XVII–XVIII вв) можно квалифицировать как местный вариант мусульманского права – плода законотворчества биев с учетом специфики казахского адата (казахские бии были непревзойденными знатоками как адата, так и шариата). Защита ислама в «Жеті Жарғы» проявляется в таких его пунктах, как жестокое наказание за вероотступничество и посягательство на магометанскую веру.

Ваша реакция
3
18
4
0
0
65
4
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Читайте также
Комментарии
Mailfire view pixel