KZ

Информатизация образования по-казахстански: что ждет школы Республики?

Будущее среднего образования Казахстана уже давно связано с внедрением ИКТ в учебный процесс. Равный доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям – это залог перспективного будущего подрастающего поколения, устойчивого положения страны на международной арене.

Итоги многолетней работы в сфере информатизации образования уже есть. Так, по данным Министерства образования и науки РК, к апрелю 2014 года к широкополосному интернету подключены 75% школ, а в сельской местности доступ к интернету имеют 52,3%.

В Республике уже разработаны электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, цифровые пособия. Следуя мировым тенденциям, наши школы активно внедряют технологии дистанционного обучения в образовательный процесс.

Следующий этап модернизации образования – создание единой системы для управления учебным процессом. Решение некоторых стран создать систему своими силами, ориентированную сугубо на внутренний рынок, не оправдало себя.

Причин несколько: низкая конкурентоспособность по сравнению с успешными международными системами, быстрое устаревание системы в технологическом плане, дороговизна, длительный процесс внедрения и доработок. Учитывая данные факторы, трудно создать эффективную, технологически совершенную и безопасную образовательную платформу для учителей, учеников, родителей и гос. органов.

Тем не менее, в Казахстане попытались создать локальную систему - программу E-learning, рассчитанную на 2011-2020 годы. Планировалось, что к 2017 году к системе будет подключено 50% школ, а к 2020 – все 100%. К концу 2014 года к системе было подключено лишь 16% школ.

Стоит отметить, что в условиях цифровой реальности и бюджетных ограничений времени на ошибочные решения у страны в принципе нет. Очевидно, что для успеха на пути повышения качества образования необходимы не только взвешенные решения, но и анализ опыта других стран.

Например, в США правительство учло вышеописанные риски и выбрало менее затратный курс, отдав данный рынок на откуп частным компаниям, которые более гибко и эффективно адаптировали свои решения под потребности конечных пользователей. Результатом стало рождение и становление крупных мировых платформ – американских BlackBoard и Edmodo.

При этом по причинам культурологического характера и Blackboard, и Edmodo используются далеко не во всех странах – западные регламенты и нормы обучения, заложенные в основу систем, не всегда удается интегрировать в образовательный процесс других стран.

Интересен для Казахстана опыт соседней России, ведь системы образования стран имеют общее прошлое. На сегодняшний момент на российском рынке наметился явный лидер – система Дневник.ру, к которой подключено более 30 000 школ России (более 60% рынка).

Дневник.ру является SaaS платформой (программное обеспечение как услуга), и объединяет в себе модули электронного документооборота / управления школой, закрытой безопасной социальной сети, дистанционного образования, а также раздел для гос. органов. Основной функционал для конечных пользователей бесплатен.

Анализ международного опыта подсказывает, что государственно-частное партнерство уже зарекомендовало себя как эффективный путь для разработки крупных инфраструктурных ИТ-проектов успешными компаниями под контролем государства.

Рынок образовательных технологий давно стал глобальным, что позволяет Казахстану выбирать лучшие и проверенные временем продукты. Так, наверняка стоит присмотреться к вышеупомянутой системе Дневник.ру – данный продукт уже апробирован, активно используется и может стать основой единого национального решения в Казахстане.

При этом, заметим, что информатизация системы образования в Казахстане сегодня зависит не только от выбора разработчика системы, но и от текущей макроэкономической ситуации. Недавнее заявление Министерства Национальной экономики РК об оптимизации расходов на ряд программ, в том числе и Государственную программу развития образования до 2020 год, говорит о том, что расходовать бюджетные средства придется более экономно.

В такой ситуации следует еще раз оценить риски, затраты на разработку и поддержку собственного технологичного решения в сравнении с адаптацией уже действующих зарубежных платформ. Возможно, эффективнее и дешевле будет использовать уже существующие решения, воспользовавшись опытом и экспертизой других стран.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/756478-informatizaciya-obrazovaniya-po-kazakh.html