KZ

Оперный певец из Караганды рассказал о жизни в Италии

Рассказать в Telegram Расcказать Вконтакте

Для достижения успеха одного таланта недостаточно, считает Батыржан Александр Смаков. Музыку в душе нужно постоянно культивировать, утверждает он.

Батыржан – оперный певец, единственный в Казахстане контртенор, дирижер, парень из Караганды, добившийся мирового признания в оперном искусстве.

Сегодня он проживает в Италии, куда приехал учиться, развивать свои способности. В небольшом городе Римини, где живет Батыржан, он не только оттачивает свой талант и продолжает обучение, но и участвует в международных конкурсах в качестве жюри. Почему выбор пал именно на Италию? Прежде всего, мой приезд в Италию связан с детской мечтой учиться в этой стране, ведь Италия - это родина оперы, и она имеет богатую культуру пения, начиная от Монтеверди и Глюка переходя к Россини, Верди, Пуччини. Но помимо оперы, Италия всегда меня привлекала своими историческими ценностями, памятниками, стариной. И, уже находясь здесь, я понимаю самобытность этой страны, ее языка, ее кухни. Можно много об этом говорить, но, я считаю, что Италию надо посетить хотя бы раз в жизни. У итальянцев даже есть пословица - "vediNapoli e poimuori", что означает "Увидеть Неаполь и умереть". Конечно, кроме Неаполя нужно обязательно побывать в "вечном городе" Риме, посетить венецианские карнавалы и подышать Флорентийским воздухом в усадьбах Медичи. На территории Италии есть древнейшее в Европе карликовое государство Сан-Марино, в 2013 году мне выпала честь дирижировать там Международным хором Сан-Никола в театре Титано.

Как вы оказались в Италии?В Италии я с 2011 года, поехал поступать в Международную Академию оперного пения сразу после окончания Казахского Национального Университета Искусств в Астане. И меня сразу взяли на первый курс академии. Такому успеху я обязан замечательному педагогу, профессору Алле Симонишвили (сопрано). Именно с ней я познакомился в 2009 году в Астане, когда она принимала участие в постановке оперы Пуччини "Богема". Как только я ее увидел, услышал ее пение, работу с солистами, сразу подумал: это мой педагог, мой наставник. Удивительно, но она тоже меня заметила, прослушала и сказала "Мне нравится ваша музыкальность. Если вы будете много работать, вы сможете учиться в Италии". И знаете, она меня сразу так вдохновила, я стал учить итальянский язык, стал усиленно заниматься вокалом. Ведь у меня довольно редкий голос - контртенор, до меня в Казахстане был всего один контртенор - Эрик Курмангалиев. Некоторые педагоги не совсем серьезно относились к моим занятиям, даже не верили... Но всегда были рядом друзья, которые меня поддерживали, например, педагог по вокалу Роза Тленчиева - она со мной занималась, мы вместе составляли репертуар.Правда ли, что казахстанские педагоги не смогли заниматься с вами из-за вашего редкого голоса?Я бы не сказал так, что не смогли. Просто я был чем-то новым, и естественно трудно было со мной заниматься. Боялись влиять на мой голос. Видите, голос - живой инструмент, живой организм. Всегда сложно воспитать любой тип голоса - есть опасность его испортить. Я благодарен своим педагогам – Гульмире Куттыбадамовой, Дине Кабыкеевой и Розе Тленчиевой за их вклад в мое профессиональное развитие. Что составило для вас наибольшую трудность?Для меня самым сложным было решение поехать, потому что на тот момент я работал артистом хора в государственной филармонии Астаны - пел в камерном хоре под управлением замечательного дирижера Ержана Даутова. В 2010 году сформировал "Женский самодеятельный хор" в средней школе №13 города Астаны, с которым выступал как в самой школе, так и за ее пределами. Был певчим Архиерейского хора Астаны под руководством Ольги Варенцовой. У меня была довольно насыщенная творческая деятельность и трудно было это оставить. Но решение было принято, и я поехал. Помню, как я прилетел в Рим, потом на поезде с пересадками чудом добрался до Озимо. Завтра экзамен, не могу уснуть... Было волнительно и страшно. В день экзамена у меня была репетиция с прекрасным пианистом Карло Морганти - он что-то говорил, но я от волнения не мог понять ни слова. Только кивал в ответ и пел свою программу. Какова же была радость, когда в списке поступивших я увидел свое имя - у меня аж в глазах потемнело. Со мной поступала девушка из России, прекрасная меццо-сопрано Анастасия Пирогова (сейчас она - лауреат престижнейшего в Италии международного конкурса Джузеппе Верди), мы познакомились и отметили наше поступление итальянским вином.

За 3 года обучения в Академии я начал давать концерты, знакомиться с музыкантами. Работал с музыкальным критиком Паоло Сантарелли, он организовывал серии концертов "Искусство кастратов". Это были мои первые шаги на большую сцену. С 2012 года меня пригласили в Римини регентом Православного кафедрального Собора. Руководить церковным хором - ответственная и значимая в Италии должность, и я вступил в нее с большой ответственностью. Расскажите о том, с кем вы работаете, какие именитые люди встречаются на вашем пути?

Итак, оказавшись в Римини я параллельно стал заводить друзей и знакомства. Начал сотрудничать с сестрами Вальмаджи - Мариной и Гуйей. Марина Вальмаджи - современный композитор, музыковед, арт-директор хора "Миллениум" - с моим приходом этот хор стал называться "CoroInternazionale San-Nicola (CISN)". ГуйяВальмаджи, ее сестра - дирижер хора "Миллениум", нынче мы с Гуйей вместе управляем "Международным Хором Сан-Никола". Сама Марина часто говорит: "Наш хор дышит двумя легкими: западно-европейская культура Гуйи и восточная культура Батыржана".С этим хором мы неоднократно выступали на больших сценах, стали лауреатами Международного конкурса хоров в городе Кивассо (Италия) в 2014 году. Вы являетесь членом жюри в Международном конкурсе инструменталистов. Приезжают ли наши соотечественники для участия?

Да, с 2014 года начинается новая страница моей биографии - меня приглашают в коллегию членов жюри Международного Фестивального комитета "Fiestalonia Italia". Приглашает директор комитета, синьора Жанна Байбакова - организатор, продюсер и сценарист, и, я бы сказал, - деятель культуры международного масштаба - она устраивает Фестивали и конкурсы, приглашая участников из Европы и почти со всех Республик бывшего Советского Союза. Мы проводим конкурсы высокого уровня. Прежде всего это касается организации, сервиса, большой любви к искусству. Конкурсанты, как правило, все талантливые и подготовленные, порой трудно выбрать лучшего. К счастью, со мной рядом сидят Маестри высокого уровня, такие как Франко Бенедетто Морри (он пианист, несколько лет работал с самим Паваротти), Клаудио Казадей (заведующий кафедры виолончели в консерватории города Пезаро), а также ведущая певица в городе Пезаро, сопрано Моника Боскетти.Как вы считаете, что вам помогло больше: талант, трудолюбие и упорство, удача?

Я хочу сказать, что музыка - это целенаправленный, последовательный труд, и как говорил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, для успеха нужно иметь всего 5 процентов таланта и 95 - труда… Но конечно нужно иметь ряд способностей, я бы даже сказал, комплекс способностей, развивая которые можно прийти к успеху. Итальянцы часто произносят слово "Фортуна" - то есть удача. Конечно, удача важна, но она дается свыше. Для меня музыка - это неотъемлемая часть жизни, часть меня; и это состояние надо постоянно в себе культивировать. Я помню, как играл ночью Бетховена, полусонный и мне приходили разные образы. Я много начал понимать в музыке именно в моменты стресса, как ни странно, когда сильно хотелось спать и хотелось комфорта. Уже сейчас, философствуя, я понимаю: чтобы действительно добиться чего-то большего, надо это выстрадать. Очень мало говорят о страдании в искусстве, но все шедевры рождались именно через "страдание". Есть ли в ваших планах возвращение в Казахстан?Конечно, есть! Я хочу вернуться и обязательно вернусь!Моей родиной, моим домом всегда был и есть Казахстан. Италия, конечно, имеет богатую школу искусства, но не заменит никогда Родины, той земли, где родился. Парадоксально, но начинаешь это понимать именно за границей. В Италии я стараюсь сохранить и даже культивировать казахские традиции, кухню. Мои друзья и коллеги, к примеру, полюбили бешбармак. Также я люблю вечерами исполнять казахскую музыку среди своих близких. Расскажите немного о своем детстве.Оно у меня было трудное, я рано начал работать. В 11 лет я продавал мороженое на вокзале. Было сложно совмещать работу с учебой в школе, но я справлялся. Зато с раннего возраста научился зарабатывать, быть самостоятельным. Я проработал около 8 лет на вокзале, видел много разных людей, их судьбы. Я быстро повзрослел.Ваше второе имя – Александр – это дань Италии?

Мое второе имя Александр - не дань Италии, меня крестили в православии с этим именем. Кроме того, меня легче воспринимают в Италии как Александра, ведь итальянцам сложно выговорить первое имя Батыржан. История знает многих композиторов с несколькими именами: Иоганн Себастиан Бах, Карл Мария Вебер, Роберт Александр Шуман... Этот список можно продолжать долго. Я же вижу неплохое созвучие в своих именах. А вы как думаете?

Новости Казахстана
Оперный певец из Караганды рассказал о жизни в Италии
Mailfire view pixel