KZ

Насколько развит придорожный сервис в Казахстане? (фото)

Путешествие на машине или автобусе отличается тем, что в отличие, от самолета или поезда, здесь не приносят еду, нет вагона-ресторана и туалета в шаговой доступности.

Всеми этими незамысловатыми благами водителям-дальнобойщикам, таксистам и просто пассажирам приходится пользовать у дороги – кушать в придорожных кафе, покупать сигареты или воду в магазинах на трассе. В ближайшие пять лет в Казахстане запланировано построить 260 объектов придорожного сервиса. Редакция Nur.kz решила проверить, как обстоит дело с сервисом на трассе сегодня. Чем ближе к городу, тем больше разнообразных кафе, магазинов и даже отелей находится вблизи дороги. Но чем дальше отъезжаешь от мегаполиса – мест общепита становится все меньше, а затем и вовсе начинается степь. Абсолютно пустая от каких-либо благ цивилизации. Примерно в 40 километрах от города по трассе, которая ведет из Алматы в Бишкек, можно встретить довольно неплохие кафе. Видимо сказывается небольшая удаленность населенных пунктов – мы как раз отъехали недалеко от Каскелена. Останавливаемся у кафе "Ушконыр". Здесь приветливые хозяева, несколько человек посетителей, и разнообразное меню. Чистый и просторный зал рассчитан на 150-200 человек, работники рассказывают, что сюда приезжают местные жители, чтобы провести банкет, свадьбу или просто посидеть вечерком. "Народу хватает", признаются они. Цены в кафе средние – салаты 500-800 тенге, первые блюда около 500 тенге, вторые – от 600 тенге. Шашлык тут можно поесть за 600 тенге. Довольно недешево для трассы, если сравнить, к примеру, с Кульджинкой, где на сравнительно небольшом удалении от города палочку шашлыка может приобрести за 250-350 тенге, а в некоторых местах даже за 130!На обширной прилегающей территории есть даже небольшая детская площадка, летние беседки, парковка на несколько машин. Правда, туалет находится на улице, но при этом в довольно чистом состоянии. Не слишком отличается и кафе "Казанат", находящееся по близости. Разве что там чуть меньше зал, да немного грязнее уличный туалет.

Правда, там играет музыка. Здесь тоже есть парковка, а в меню предлагается завтрак – за 200-300 тенге, шашлык, жаренная рыба, салаты, первые и вторые блюда. Цены практически равны в обоих кафе. Нужно отметить, что придорожные туалеты можно найти только в кафе, отдельно стоящих кабинок пока не предусмотрено. А магазинов на трассе куда меньше, чем кафе. Чаще всего магазинчики располагаются на территории АЗС. Уехав за 60 километров от города, мы обнаружили небольшое, больше похожее на старый дом, настоящее придорожное кафе "Байтерек". И хотя посетителей здесь было всего двое, так и виделась картинка, где за столиками сидят уставшие дальнобойщики. Комната, в которую мы попали, прежде чем пройти в основной зал кафе, поразила холодом и сильным запахом плесени. К счастью,  в самом зале хоть и немного темно, но тепло и сухо. Идет телевизор, в зале – три стола, большой диван – видимо для особых гостей, деревенский умывальник.Из глубины кафе вышла хозяйка, которая запросто разрешила снимать и ответила на пару вопросов. По ее словам, людей здесь, действительно, бывает мало. В основном, это путники, которые едут на машине в другой населенный пункт. Водителей и пассажиров здесь готовы обогреть и угостить горячим чаем за 220 тенге за чайник, а также накормить. Причем заказ обещают принести буквально за 5-10 минут. Нужно признать, что цены здесь на том же уровне, что и в других придорожных кафе – от 500 до 1000 тенге за блюдо. Здесь можно найти блюда восточной кухни – например, нарын и кабырга. Чтобы попасть в туалет, нужно немного пройти по тропинке между деревьями. Но заходить туда, честно говоря, страшновато – выглядит он грязно, везде разбросаны бутылки и мусор. Через несколько километров, после поста ГАИ, мы встречаем комплекс "Ак бота" - светлое просторное кафе и магазин.

Здесь даже стоит бильярдный стол, правда поиграть водителям не удастся – увы, "бильярд не работает". Цены в магазине в целом не слишком отличаются от городских. Основной ассортимент – сигареты, напитки, пирожки. Работницы кафе рассказывают, что сюда заглядывают проезжие, никаких населенных пунктов рядом нет. В день бывает два-три человека, максимум десять. Тем не менее, цены не меняются – все те же 500 тенге ща салаты, столько же – за супы и первые блюда. И примерно так же стоят вторые блюда, лишь за куырдак придется выложить тысячу.

Дальше – кафе "Айнабулак", напротив – одноименный магазин. Такой же скудный ассортимент, но дальнобойщики здесь смогут найти и масло, и колбасу, и средства гигиены. Продавщица признается, что редкие посетители в основном покупают шоколадки, воду и сигареты. Кстати, на территории кафе есть намазхана – единственное встретившееся нам по пути место, где можно прочитать молитву. На трассе можно купить не только "что-то перекусить". Отсюда везут мед – нам встретились две точки, где продают баночки с янтарным содержимым. Так, килограмм таразского меда стоит 1500 тенге. Однако продавцы, одиноко стоящие у обочины, боятся некой несправедливости. Так, продавщица, сначала давшая "добро" на съемку своего лотка, затем засомневалась, а затем и вовсе потребовала удалить кадры. - Зачем это нужно? Потом приедут, будут кровь пить…- Кто будет? - Ну разные есть люди… Хороших людей мало сейчас. Не осталось хороших людей!Работники еще одного придорожного кафе – его название "Шеф повар", хотя тут и нет вывески - оказались куда сговорчивее – они с удовольствием рассказали о том, что к ним приезжают с близлежащих поселков, проезжие, и даже с Алматы – поесть именно  их фирменный куырдак. "Наше кафе славится куырдаком до России и Украины!", - с гордостью рассказывает администратор. Его стоимость – 800 тенге с картошкой, и тысяча тенге без картошки. Практически все кафе имеют свою парковку – в отличие от города, здесь проблем со свободным местом нет. По дороге мы не встретили ни одной аптеки и ни одного медицинского пункта. Нет шиномонтажного сервиса, так что, случись что в дороге, придется ставить "запаску" и ехать почти до города. Либо просить помощи у проезжающих автобусов и машин. Тут и там стоят стайки таксистов, как правило, неподалеку от населенных пунктов – видимо, чтобы доставить местных жителей в какой-либо из городов, или наоборот – вышедших из "попуток" отвезти до дома. Не лучше дело обстояло и на Кульджинской трассе – хотя кафе, магазины, и даже базары там встречались несколько чаще. Может быть, дело как раз в том, что здесь больше населенных пунктов. Но и здесь – чем дальше в степь, тем пустыннее придорожная зона…   

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/353501-naskolko-razvit-pridorozhnyj-servis-v-kazahstane-foto.html