KZ
Государственная программа Информационный Казахстан - 2020
Новости Общество

Государственная программа Информационный Казахстан - 2020

Расcказать Вконтакте

Программа "Информационный Казахстан – 2020" предусматривает создание условий для перехода к информационному обществу.

Она содержит решение задач по совершенствованию государственного управления, созданию открытого и "мобильного правительства" и развитию доступности информационной инфраструктуры.

Целевые индикаторы:

  • Казахстан в рейтинге Doing Business Всемирного банка в 2020 году должен находиться в списке первых 35 стран;
  • индекс "электронного правительства" (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран;
  • доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры в домохозяйствах Республики Казахстан – 100 %;
  • количество пользователей сети Интернет в 2020 году – 75 %;
  • охват эфирным цифровым телерадиовещанием населения Казахстана – 95 %;
  • доля сектора информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в ВВП страны – 4 %;
  • доля организаций здравоохранения, подключенных к единой сети здравоохранения, – 100 %;
  • доля научно-образовательных учреждений, подключенных к единой национальной научно-образовательной сети, – 100 %;
  • уровень компьютерной грамотности – 80 %;
  • доля электронных средств массовых информаций (далее – СМИ) к общему числу зарегистрированных в Казахстане СМИ – 100 %;
  • доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, – 40 %;
  • доля государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, – 50 %;
  • доля оказанных электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде, – 80 %.

О Государственной программе "Информационный Казахстан - 2020" и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ" Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 464 ________________________________________ В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Информационный Казахстан - 2020" (далее - Программа). 2.Правительству Республики Казахстан: 1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан; 2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы в сроки и порядке, установленные Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан". 3.Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы. 4. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 25-26, ст. 185; 2011 г., № 3-4, ст. 39; 2012 г.,№ 9, ст. 171; № 47, ст. 626) следующее дополнение: Перечень государственных программ, утвержденный вышеназванным Указом, дополнить строкой, порядковый номер 6, следующего содержания: "6. Государственная программа "Информационный Казахстан - 2020" Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан до 1 ноября 2012 года 2013-2020 годы до 1 декабря 2012 года". 5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. 6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 464 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Информационный Казахстан – 2020" I. Паспорт Программы Наименование Программы Государственная программа "Информационный Казахстан – 2020" Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" Государственный орган, ответственный за разработку Программы Государственные органы, ответственные за реализацию Программы Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Центральные и местные государственные органы, органы местного самоуправления Цель Программы Создание условий для перехода к информационному обществу Задачи 1. Обеспечение эффективности системы государственного управления. 2. Обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры. 3. Создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества. 4. Развитие отечественного информационного пространства. Сроки реализации 1 этап: 2013 – 2017 годы 2 этап: 2018 – 2020 годы Целевые индикаторы 1. Казахстан в рейтинге Doing Business Всемирного банка в 2020 году должен находиться в списке первых 35 стран; 2. индекс "электронного правительства" (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран; 3. доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры в домохозяйствах Республики Казахстан – 100 %; 4. количество пользователей сети Интернет в 2020 году – 75 %; 5. охват эфирным цифровым телерадиовещанием населения Казахстана – 95 %; 6. доля сектора информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в ВВП страны – 4 %; 7. доля организаций здравоохранения, подключенных к единой сети здравоохранения, – 100 %; 8. доля научно-образовательных учреждений, подключенных к единой национальной научно-образовательной сети, – 100 %; 9. уровень компьютерной грамотности – 80 %; 10. доля электронных средств массовых информаций (далее – СМИ) к общему числу зарегистрированных в Казахстане СМИ – 100 %; 11. доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, – 40 %; 12. доля государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, – 50 %; 13. доля оказанных электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде, – 80 %. Источники и объемы финансирования Государственный бюджет и средства предприятий, организаций, включая средства национальных компаний и организаций с участием государства. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период II. Введение Современное развитие человеческой цивилизации характеризуется очередным этапом научно-технической революции – внедрением во все сферы жизни ИКТ, которые меняют уклад жизни людей и составляют фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу, обществу с высоким социально-экономическим, политическим и культурным развитием. В мире повсеместно наблюдаются такие тенденции, как: 1. трансформация всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ; 2. прогресс во всех сферах разработки, производства и внедрения современных технологий; 3. стремление к формированию развитой информационной среды, адекватной задачам социально-экономического развития страны; 4. обеспечение равноправного гарантированного доступа населения к информационным ресурсам; 5. подготовка граждан, общественных институтов, бизнеса и органов государственной власти всех уровней к жизни в условиях информационного общества. В большинстве передовых стран мира, таких, как, например, Канада, Корея, Малайзия, Сингапур, США, разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности. Не составляют исключения и государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве. Например, долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики Российской Федерации и государственной политики Республики Беларусь в области информатизации является переход к новому этапу развития – построению информационного общества и вхождению в мировое информационное сообщество. Анализ вышеперечисленных стратегий и программ показывает, что ведущая роль в формировании национальной стратегии информационного развития, консолидации всех слоев общества для достижения поставленных целей информационного и инновационного развития, координации бизнеса, всех общественных институтов и граждан по реализации национальной стратегии отводится государству. В нашей стране основной акцент был сделан только на одной из составляющих информационного общества – на формировании и развитии "электронного правительства", которое было успешно реализовано, о чём свидетельствуют высокие международные рейтинги. Однако задача формирования информационного общества, безусловно, шире, чем развитие только "электронного правительства" и отрасли телекоммуникаций. Поэтому для создания всех необходимых условий, которые будут способствовать переходу к информационному обществу, и во исполнение поручения Главы государства, данного в статье "Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" от 10 июля 2012 года, разработана Государственная программа "Информационный Казахстан – 2020" (далее – Программа). При разработке Программы учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества (г. Окинава, Япония, 2000 год), Декларации принципов построения информационного общества (г. Женева, Швейцария, 2003 год), Плана действий Тунисского обязательства (г. Тунис, Тунисская Республика, 2005 год), других международных документов, а также Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденного Указом Президента от 1 февраля 2010 года № 922. Опираясь на международный опыт построения информационного общества и положения вышеперечисленных документов, Программой определены четыре ключевых направления: 1) обеспечение эффективности системы государственного управления; 2) обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры; 3) создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества; 4) развитие отечественного информационного пространства. В рамках данных направлений посредством повсеместного внедрения ИКТ будут решены задачи по совершенствованию государственного управления, созданию открытого и "мобильного правительства", развитию доступности информационной инфраструктуры. Учитывая, что развитие информационного общества должно сопровождаться развитием людских ресурсов, Программой предусмотрены условия для создания возможностей гражданам освоить и получить навыки работы с информационными технологиями посредством электронного образования, пожизненного обучения и подготовки, работать дистанционно, получать услуги доступного электронного здравоохранения. Также в целях построения более открытой, доступной и конкурентоспособной экономики нашей страны Программой предусматривается максимальное внедрение интеллектуальных систем в основополагающие отрасли экономики. Эффективность политики перехода к информационному обществу зависит от консолидации усилий бизнеса и государства по широкому применению ИКТ и оказанию электронных услуг. Предполагается, что завершающим этапом реализации перехода Казахстана к информационному обществу станет Государственная программа "Информационный Казахстан – 2030". III. Анализ текущей ситуации В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года отмечено, что стремительное развитие и адаптация ИКТ становятся важными факторами модернизации общества, влияя не только на экономические показатели, но и на образ жизни людей, что характеризует значимость развития ИКТ для экономики и жизни граждан современного Казахстана. За последние годы отмечаются значительные достижения Казахстана в секторе ИКТ. В рейтинге ООН Е-Government Survey-2012 "Электронное правительство для людей", опубликованном в начале марта 2012 года, Казахстан занял 38 место, поднявшись на 8 позиций по сравнению с 2010 годом. По индексу е-участия Казахстан вместе с Сингапуром разделил 2 место. В Отчете по глобальной конкурентоспособности 2012 – 2013 гг. Всемирного экономического форума рейтинг конкурентоспособности Казахстана поднялся на 21 позицию и достиг 51 места. В рейтинге Международного союза электросвязи Казахстан за последний год поднялся с 72 места на 68 по индексу развития ИКТ. В области почтовой связи основным поставщиком рынка услуг остается акционерное общество "Казпочта", являющееся национальным оператором. Оказание услуг осуществляют более чем 3000 производственных объектов, охватывающих всю территорию страны. Кроме того, почтовые, курьерские услуги также представляют ТОО "DHL International Kazakhstan", ТОО "ЯНЦЕН-ЭКСПРЕСС" и др. Основными тенденциями отрасли телекоммуникаций являются развитие инфраструктуры, базирующейся на высокоскоростных оптических и беспроводных технологиях, предоставление мультимедийных услуг населению и организациям, внедрение и развитие цифровых технологий телерадиовещания, а также увеличение уровня цифровизации местной телефонной связи. Развитие сетей связи по обеспечению доступа к сети Интернет идет опережающими темпами. Пользователями сети Интернет является 53,5 % населения Казахстана (согласно оперативным данным Агентства по статистике Республики Казахстан за 2 квартал 2012 года). В настоящее время в Республике Казахстан внедряется технология 4G, развитие сетей широкополосного доступа (далее – ШПД) к сети Интернет осуществляется с использованием таких технологий, как ADSL, CDMA/EVDO, 3G, FTTH. Технология ADSL. Технология ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line) – асимметричная цифровая абонентская линия – была разработана для обеспечения высокоскоростного доступа к интерактивным видеослужбам (видео по запросу, видеоигры и т.п.) и не менее быстрой передачи данных (доступ в Интернет, удаленный доступ к линиям высоковольтной связи и другим сетям). Технология ADSL является наиболее массовым и дешевым способом предоставления услуг ШПД для абонентов, не предъявляющих высоких требований к скорости доступа к сети Интернет. Сеть ШПД по технологии ADSL может быть развернута практически на любом участке сети связи, где используется медная сеть доступа. Скорость передачи информации в сторону абонента составляет до 7 Мбит/с (до 24 Мбит/с для ADSL2+), а от абонента – до 1 Мбит/с. Скорость доступа может зависеть от состояния медного кабеля распределительной сети, расстояния от АТС до абонента, количества абонентов в кабеле и т.д. На сегодняшний день количество абонентов, использующих технологию ADSL, составляет 1 017 486 человек. Технологии FTTH. FTTH (Fiber To The Home) – оптоволоконный кабель в дом (подразумевается индивидуальный/частный дом, квартира). В целях удовлетворения растущего спроса на услуги высокоскоростного ШПД и расширения спектра предоставляемых услуг в 2011 году начато строительство универсальной волоконно-оптической сети доступа FTTH (Fiber to the Home). Проект предусматривает 100 %-ный охват многоквартирных домов и коттеджных застроек в городах Астане, Алматы и всех областных центрах Республики Казахстан. В результате реализации 1-го этапа проекта в 2011 году построены сети волоконно-оптического абонентского доступа на 146 объектах в городах Астане, Алматы, Семее, Жанаозене и областных центрах с охватом 3 718 многоквартирных дома, 2 755 коттеджных застроек. Завершен монтаж и принята в эксплуатацию гигабитная пассивная оптическая сеть (GPON) в городах Астане, Алматы, Актау, Актобе, Атырау, Караганде, Кокшетау, Костанае, Кызылорде, Павлодаре, Петропавловске, Талдыкоргане, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте, рассчитанная на 170962 абонентских порта. Технологии CDMA/EVDO. CDMA/EVDO (Evolution Data Optimized) – технология высокоскоростной передачи данных, используемая в сетях мобильной связи стандарта CDMA. На сегодняшний день все перспективные и обеспеченные электроэнергией сельские населённые пункты телефонизированы на 100 % посредством индивидуального и/или коллективного доступа. Начиная с 2011 года, сельская связь стандарта CDMA 450, благодаря дооборудованию платами EVDO технологии CDMA 450, развивается с использованием технологии EVDO, которая позволяет предоставлять сельскому населению Республики Казахстан услуги ШПД к сети Интернет. Технология CDMA 450/EVDO обеспечивает абонентам доступ к услугам высокоскоростной пакетной передачи данных, независимо от их местоположения, в пределах действия сети, а также в движении. В сельской местности высокая скорость передачи данных по технологии CDMA 450/EVDO достигается за счет применения новых алгоритмов сжатия цифровых данных, что позволяет обеспечить высокоскоростной доступ к Интернет в любой точке зоны охвата сети CDMA 450. В настоящее время жители сельских населенных пунктов Алматинской, Актюбинской, Жамбылской, Костанайской, Южно-Казахстанской, Павлодарской областей имеют возможность получать беспроводный ШПД к сети Интернет. На сегодняшний день количество абонентов, использующих технологию CDMA/EVDO, составляет 7 737. Технология 3G – это мобильная связь третьего поколения. Главное ее преимущество – высокая скорость передачи данных, доступа к сети Интернет. Сети третьего поколения (3G) позволяют организовывать видеотелефонную связь, смотреть на мобильном телефоне потоковое видео и т.д. В 2011 году операторами сотовой связи введены в эксплуатацию сети третьего поколения (3G) в городах Астане, Алматы и всех областных центрах Республики Казахстан. Технология 4G (LTE) (Long Term Evolution) – мобильный протокол передачи данных, обеспечивающий возможность создания высокоскоростных систем мобильной связи, оптимизированных для пакетной передачи данных со скоростью до 300 Мбит/с (от базовой станции к пользователю) и до 75 Мбит/с (от пользователя к базовой станции). Технология 4G позволяет развить проникновение услуг доступа к сети Интернет, в том числе расширить спектр сопутствующих услуг (мобильное телевидение, видео по запросу и др.), повысить уровень качества и снизить тарифы. С 2012 года на сетях телекоммуникаций началась реализация проекта по строительству сетей четвертого поколения (стандарта 4G). Цифровое телерадиовещание. Актуальной задачей, стоящей сегодня перед Республикой Казахстан, является модернизация всей национальной сети телерадиовещания путем перехода на цифровые технологии. Во исполнение Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, а также Программы по развитию ИКТ в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, в настоящее время проводятся работы по внедрению и развитию цифрового эфирного вещания в Республике Казахстан. В соответствии с вышеуказанными программами к 2015 году необходимо обеспечить 95 %-ый охват населения эфирным цифровым телевидением. В настоящее время проведены следующие работы по внедрению цифрового телерадиовещания в Республике Казахстан: 1. утвержден частотно-территориальный план; 2. приняты стандарты вещания – DVB T2; 3. 3 июля 2012 года введена в эксплуатацию в тестовом режиме цифровая эфирная сеть телевещания в городах Астане, Алматы, Караганде, Жезказгане, Жанаозене. Кроме этого, для развития казахстанского сегмента сети Интернет необходимы готовность сетей телекоммуникаций для оказания услуг ШПД, создания дата-центров, увеличения количества электронных государственных услуг, предоставляемых через портал "электронного правительства", развития порталов государственных органов, создания социально значимых интернет-ресурсов и увеличения количества проектов по электронной коммерции. Для повышения качества услуг, предоставляемых населению и бизнесу, проведена большая работа по улучшению деятельности центров обслуживания населения (далее – ЦОН). Создана необходимая нормативная правовая база, упрощены процедуры обслуживания населения и бизнеса, наблюдается положительная тенденция снижения уровня коррупции. Реализованы механизмы диалога и обратной связи государства с населением и бизнесом посредством интернет-ресурсов государственных органов, виртуальных приемных, интернет-конференций. Создано "электронное правительство" Республики Казахстан. Посредством инфраструктуры "электронного правительства" успешно решены задачи предоставления информации и услуг гражданам, бизнесу и государственным органам. Проводится ежегодная оценка деятельности государственных органов по применению информационных технологий и оказанию электронных государственных услуг. Созданы благоприятные условия для интенсивного развития науки, трансферта технологий, сотрудничества бизнеса и университетов, возрастает объем инвестирования на научные исследования и разработки, внедряются в производство наукоемкие ИКТ. Акционерным обществом "Международный университет информационных технологий" ведется тесное сотрудничество с университетом США Carnegie Mellon по развитию образования в сфере инфокоммуникаций. В 2011 году созданы две научно-исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории по направлениям "свободное программное обеспечение (opensource)" и "информационные технологии". Создан отраслевой научно-исследовательский институт ИКТ. На территории "Парка информационных технологий", расположенного в городе Алматы, инициирован проект по созданию ИКТ-кластера, предусматривающий строительство учебно-исследовательского комплекса, бизнес-центра, дата-центра, посевного фонда с функциями бизнес-инкубирования и других необходимых для функционирования ИКТ-кластера институтов развития. Ведется постоянная работа по совершенствованию процессов в области СМИ и развитию отечественной индустрии производства развлекательного и информационного контента. Таким образом, анализ текущей ситуации свидетельствует о готовности Казахстана к реализации крупномасштабных и комплексных государственных стратегий информационного развития и формирования эффективной системы государственного управления. IV. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы Основная цель Программы: создание условий для перехода к информационному обществу. Программные задачи: 1. обеспечение эффективности системы государственного управления; 2. обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры; 3. создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества; 4. развитие отечественного информационного пространства. Целевые индикаторы: 1. Казахстан в рейтинге Doing Business Всемирного банка в 2020 году должен находиться в списке первых 35 стран; 2. индекс "электронного правительства" (по методике ООН) в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран; 3. доступность информационно-коммуникационной инфраструктуры в домохозяйствах Республики Казахстан – 100 %; 4. количество пользователей сети Интернет в 2020 году – 75 %; 5. охват эфирным цифровым телерадиовещанием населения Казахстана – 95 %; 6. доля сектора информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в ВВП страны – 4 %; 7. доля организаций здравоохранения, подключенных к единой сети здравоохранения, – 100 %; 8. доля научно-образовательных учреждений, подключенных к единой национальной научно-образовательной сети, – 100 %; 9. уровень компьютерной грамотности – 80 %; 10. доля электронных средств массовых информаций (далее – СМИ) к общему числу зарегистрированных в Казахстане СМИ – 100 %; 11. доля оборота казахстанских интернет-магазинов в общем обороте товаров и услуг, оплачиваемых электронно, – 40 %; 12. доля государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, – 50 %; 13. доля оказанных электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде, – 80 %. V. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры 1. Обеспечение эффективности системы государственного управления 1. Оптимизация системы государственного управления через информатизацию Краткий анализ текущей ситуации В настоящее время реализуются меры по совершенствованию разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов, автоматизируется процесс выдачи разрешительных документов, законодательно закреплены нормы по упрощению разрешительных процедур, а также внедрен механизм, позволяющий устанавливать периодичность проверок на основе системы управления рисками. Все эти меры направлены на достижение таких показателей, как: 1) сокращение временных затрат и издержек бизнеса; 2) снижение административных барьеров; 3) упорядочивание контрольной деятельности государственного органа; 4) повышение эффективности предоставления государственных услуг населению. Также реализуется ряд мероприятий, нацеленных на автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов оказания государственных услуг. Одним из основных ключевых путей создания эффективной системы государственного управления определены информационные технологии, которые должны рассматриваться как катализатор и инструмент административных реформ. Применение на всех уровнях государственных органов информационных технологий обеспечит упорядоченность в вопросах контроля, исключит дублирование бизнес-процессов и данных, что в итоге позволит сократить расходы бюджетных средств и увеличить качество предоставляемых населению услуг. Задача: внедрение архитектурного подхода для повышения эффективности системы государственного управления. Целевые индикаторы: 1. Казахстан в рейтинге Doing Business Всемирного банка в 2017 году – в списке первых 38 стран, в 2020 году – 35 стран; 2. максимальное время оказания государственной услуги в 2017 году – не более 5 рабочих дней, в 2020 году – не более 3 рабочих дней; 3. автоматизация информационного взаимодействия государственных органов в 2017 году – 80 %, в 2020 году – 100 %. Пути достижения Движущей силой многих административных преобразований будет повсеместное использование государственными органами инфраструктуры "электронного правительства". Повышение эффективности работы государственных органов будет осуществляться с применением архитектурного подхода, который предполагает автоматизацию деятельности государственных органов через создание архитектуры для каждого государственного органа, согласованной с уполномоченным органом. Архитектура государственного органа будет представлять собой совокупность документов, моделей, матриц и диаграмм, которые содержат детальное описание текущего и планируемого состояния государственного органа, а также плана мероприятий по оптимизации взаимозависимостей и взаимосвязей между функциями, бизнес-процессами, данными, информационными системами и компонентами технической инфраструктуры (далее – план информатизации) для обеспечения реализации стратегических целей и задач государственного органа. Архитектура будет создаваться на основе модели, состоящей из следующих взаимосвязанных слоев: 1) архитектура деятельности; 2) архитектура данных;

Ваша реакция
0
0
0
0
0
1
0
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Новости Казахстана
Mailfire view pixel