KZ
Указ Президента Об утверждении Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы
Новости Общество

Указ Президента Об утверждении Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы

Расcказать Вконтакте

В современном мире конкурентоспособность страны определяется уровнем интеллекта ее граждан, поэтому система образования должна развиваться в соответствии с потребностями завтрашнего дня.

Программа развития образования на 2011-2020 годы расширит возможности получения качественного образования по лучшим международным стандартам.

Высшее образование

  • 65% ВУЗов пройдут независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам.
  • 30% ВУЗов пройдут независимую национальную специализированную аккредитацию.
  • Доля выпускников высших учебных заведений, обучившихся по госзаказу, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза составит к 2015 году - 78%, к 2020 году - 80%.

ТиПО

  • 30% колледжей пройдут национальную институциональную аккредитацию.
  • Доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучавшихся по госзаказу составит в 2015 году - 78%, в 2020 году - 80%.

Среднее образование

  • Будет осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения
  • Систему электронного обучения к 2015 году внедрят 50% школ, к 2020 году 90%.
  • Будут созданы 160 "опорных школ" - ресурсных центров для малокомплектных школ.
  • Доля школ, создавших условия для инклюзивного образования увеличится к 2015 году до 30%, к 2020 году - до 70%.
  • Доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам увеличится до 70%.

Дошкольное воспитание

  • Будет обеспечен 100% охват детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением к 2020 году. В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа).

2. Правительству Республики Казахстан: 1) в месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан План мероприятий по реализации Программы; 2) по итогам полугодия представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы до 15 сентября и 15 марта.

3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

4. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года № 626 "О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы" (САПП Республики Казахстан, 2008 г., № 32, ст. 333).

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан. 6. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2011 года.Президент Республики Казахстан Н. НазарбаевАстана, Акорда, от 7 декабря 2010 года№ 1118УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы1. Паспорт ПрограммыНаименование Программы Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года"; Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 г. № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ" Разработчик Программы Министерство образования и науки Республики Казахстан Цель

Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики

Программные цели

совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам;

повышение престижа профессии педагога;

формирование государственно-общественной системы управления образованием;

обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;

обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;

формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения;

одернизация системы технического и профессионального образования (далее - ТиПО) в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство;

достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;

обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни; формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств

Задачи

разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение доступности качественного образования;

обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников; совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании (далее - ГЧП);

совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований;

создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса; увеличение сети дошкольных организаций; обновление содержания дошкольного воспитания и обучения;

обеспечение кадрами организаций дошкольного воспитания и обучения; осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования;

решение проблемы малокомплектных школ (далее - МКШ);

совершенствование системы инклюзивного образования в школе;

обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;

развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики; повышение престижа обучения в ТиПО;

обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны; обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования; обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;

создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех;

реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизма раскрытия потенциала молодежи

Сроки реализации (этапы)

2011-2020 годы Программа будет реализована в два этапа: первый этап: 2011 - 2015 годы второй этап: 2016 - 2020 годы Целевые индикаторы

во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования; доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов - 52%; в 60% организаций образования созданы попечительские советы; 100% руководителей организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента; в 90% организаций среднего образования используется система электронного обучения; 100% детей в возрасте с 3 до 6 лет обеспечены дошкольным воспитанием и обучением; осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения; количество школ в рамках проекта "Назарбаев Интеллектуальные школы" во всех регионах Казахстана - 20; доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам, - 70%; результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях: международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) - 40-45 место, оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) - 10-12 место, международное исследование "Изучение качества чтения и понимание текста" (PIRLS) - 10-15 место; доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества - 70%; доля выпускников ТиПО, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего числа принявших участие - 80%; доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по государственному заказу (далее - госзаказ) - 80%; доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации - 30%; доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие - 80%; 80% выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроены по специальности в первый год после окончания вуза; количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов - 2; доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам, - 65%; доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам, - 30%; доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство, - 5%; доля профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет - 5%; внедрены различные формы и типы образования для всех возрастов; 55% молодежи будет принимать активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи

Источники и объемы финансирования

Объем финансирования первого этапа Программы из республиканского бюджета составляет 461,1 млрд. тенге. Финансирование из местного бюджета будет осуществляться в пределах средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования.2. ВведениеОбразование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан - 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.

Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.

Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост: обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом, отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения; исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.

Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков.

В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.

Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.

Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.3. Анализ текущей ситуацииВ Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования. С 2005 года были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы, Программа "Дети Казахстана" на 2007 - 2011 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием "Балапан" на 2010 - 2014 годы. Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак", дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира. Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие. Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года. Есть реально достижимые цели качественного развития человеческого капитала посредством инвестиций в образование. В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы по состоянию на 1 июля 2010 года все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D. Утвержден Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей. Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (далее - ЕНТ), промежуточный государственный контроль (далее - ПГК), комп

Ваша реакция
0
0
0
0
0
0
0
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Читайте также
Комментарии
Mailfire view pixel