KZ

Kaspi bank ответил на вопрос о дате ежемесячных платежей

Корреспондент NUR.KZ продолжает рассказывать о том, по каким принципам работает Kaspi bank, выдавая кредиты. Тема сегодняшней статьи – дата ежемесячных платежей.

Напомню, что свой кредит сроком на год я получил в Kaspi bank 8 сентября. Однако датой ежемесячных платежей мне было определено 28-е число каждого месяца, вплоть до погашения кредита.

Еще в день оформления займа я задал менеджеру банка вопрос: почему именно 28-е число? Ведь по логике я должен платить по восьмым числам – ровно через месяц, два и так далее. Менеджер ответила, что дату платежа определила система, а сама она не может изменить ее вручную. То есть я был поставлен перед фактом – платить 28-го числа каждого месяца. Безо всякой альтернативы.

Кроме неудобной даты платежа (самый конец месяца, когда зарплата только маячит на горизонте), я получил также сокращенный срок пользования кредитом: не 365 дней, а на 10 меньше (так как согласно договора закрыть кредит я должен 28 августа 2015 года вместо 8 сентября).

В своей первой статье "4 неудобных вопроса для Kaspi bank" я адресовал банкирам следующие вопросы по данной теме:

1) Имеет ли банк право сокращать срок пользования кредитом, приблизив дату ежемесячных платежей?

2) Должен ли банк в случае сокращения срока пользования кредитом уменьшать размер своего взимаемого с клиента вознаграждения?

Вот ответы от Kaspi bank:

ОТВЕТ 1. "При выборе даты платежа банк исходит от даты заключения договора банковского займа, заключенного с клиентом. Кроме того, если клиент имеет несколько кредитов, то единая дата позволяет ему оплачивать все платежи в один день. Это позволяет не думать о разных датах погашения кредита".

ОТВЕТ 2. "Проценты по кредиту начисляются соразмерно количеству дней, ничего лишнего банк не взымает. Клиент выплачивает проценты банку только за фактическое количество дней пользования кредитом. Таким образом, вы правы, банк не взымает с клиента вознаграждение в случае сокращения срока пользования кредитом".

Остановимся на них подробнее.

Формулировка ответа 1, на мой взгляд, сама по себе непонятна. Если бы не встреча с сотрудниками Kaspi bank, которая произошла накануне получения письменных ответов, то мне оставалось бы только догадываться о смысле написанных слов. Однако Асет Абдрахманов, которого для консультации пригласила исполнительный директор департамента корпоративных коммуникаций Маржан Ельшибаева, рассказал подробнее.

Суть заключается в следующем. У Kaspi bank есть множество клиентов, которые берут не один, а по два-три кредита. Эти люди оформляют займы в разные дни. И из-за этого у них возникают некоторые трудности с погашением этих 2-3 кредитов. Трудность заключается в том, что надо 2-3 раза за месяц ходить в банк, чтобы вносить платежи. Банк решил облегчить им жизнь и придумал единый день платежа. В качестве такого выбирается дата оформления первого кредита.

Тут надо отметить, что я ранее уже получал кредит в Kaspi bank. Он был заключен 28 августа 2012 года. Однако летом 2014 года займ был благополучно закрыт. Тем не менее банк сохранил первоначальные данные и поэтому датой ежемесячный платежей по аналогии с первым кредитом назначил 28-е число каждого месяца.

У меня возник вопрос: а на каком основании банк привязывает первый кредит ко второму, тем более, что первый был закрыт до получения второго?

"Мы очень часто разговариваем насчет того, чтобы начинать уже эту дату делать по разным кредитам для разных клиентов, но у нас всегда возникает вопрос: насколько это будет востребовано и что делать, если кто-то захочет поменять дату платежа? Поэтому выигрывает вот этот простой вариант с одной датой", - сказал мне Абдрахманов.

По сути выходит так. Банк облегчил жизнь одним клиентам, но за счет других. Для заемщиков с кучей кредитов ввели универсальный день погашения. И под эту же гребёнку попали клиенты с одним кредитом. Несмотря на то, что это приносит им неудобства.

Маржан Ельшибаева согласилась с моими доводами и сказала, что персонально для меня банк собирается изменить дату ежемесячных платежей с 28-го числа на 8-е. Однако сегодняшний звонок в службу автоматических ответов снова "порадовал" меня тем, что "платеж нужно внести до 28 ноября".

Перейдем к ответу 2. Банк заверяет, что взимает вознаграждение "только за фактическое количество дней пользования кредитом". Это не может не радовать. Но где расчеты, что моя переплата по кредиту рассчитана на 355 дней, а не на 365? Общие расплывчатые фразы никак не проясняют ситуации.

Поэтому адресую банку еще один вопрос: приведите расчеты размеров банковского вознаграждения по моему кредиту, если срок пользования составляет 355 дней, а также если 365.

С сожалением вынужден констатировать, что банку не удалось в полной мере ответить на заданные мной вопросы. Поэтому я ожидаю от kaspi bank более развернутой информации по текущему материалу.

На основании имеющейся же сейчас информации хочу дать потенциальным клиентам банка такой совет. Если жизнь поставит вас перед необходимостью брать кредит в Kaspi bank, то старайтесь взять его в период с 5 по 15 число месяца. То есть после того дня, когда вы обычно получаете зарплату, но еще задолго до окончания месяца, когда зарплата успевает растратиться. Таким образом можно избежать судорожных поисков денег или просрочки, за которую вы получите пеню.

У этого совета есть и вторая полезная сторона. В жизни всякое бывает: вдруг вам необходимо взять второй кредит в Kaspi bank. И если первый вы взяли, как я, 28-го числа, то по последующим кредитам датой ежемесячного платежа будет то же самое неудобное 28-е число месяца. И тогда снова в предзарплатные дни придется искать средства.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/342138-kaspi-bank-otvetil-na-vopros-o-date-ezhemesyachnyh-platezhej.html