KZ

Каким образом Казахстан может избавиться от ресурсного проклятья

Рассказать в Telegram Расcказать Вконтакте

Ресурсное проклятье, которое нависло над Казахстаном, можно победить. Неэффективное использование средств от продажи нефти и слабое развитие несырьевых отраслей экономики – Казахстан может избавиться от этих проблем, считает финансист Мурат Темирханов. В прошлом материале он обозначил основные симптомы "сырьевого проклятья". Сейчас – оставшиеся аспекты этой экономической болезни. Эксперт также обозначил, какое именно снадобья нужны республике, чтобы победить "ресурсное проклятье".

Мнение финансиста приводит Forbes.kz.

Еще одной стороной ресурсного проклятия является гипертрофированная роль государства в рыночной экономике. Доля государственных бизнес-активов в ВВП РК уже превышает 60%. У этой проблемы много негативных сторон, перечислю лишь некоторые из них.

• Государство – неэффективный собственник коммерческих структур.

• Ситуация, когда правительство выступает регулятором и собственником бизнеса в одном лице, приводит к конфликту интересов, а в результате страдают рыночные отношения и население. Ярчайший пример – последнее повышение цен на бензин. Государство фактически монополизировало производство горючего и при этом само регулирует цены на ГСМ. О каких цивилизованных рыночных отношениях здесь может идти речь?!

• Тесные неформальные связи между политикой и коммерческой государственной деятельностью – тоже следствие высокой доли государства в экономике.

На конец 2013 валовые активы ФНБ составляли 15,3 трлн тенге, или 45% от ВВП. Правительство за 3 года планирует сократить эту долю с 45% до 41%. В целом (с учетом активов ФНБ "Самрук-Казына", НУХ "Байтерек", "Казагро", ЕНПФ и всех других госкомпаний), доля государства до конца 2016 упадет с более чем 60% до более чем 56%. Как правительство собирается выполнить поручение президента до конца 2020 снизить эту долю до 15%, мне непонятно.

Другой большой ошибкой сырьевых стран является замена прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на государственные инвестиции. Благодаря "лёгким деньгам", накопленным в нефтяных нацфондах, у государства вдруг просыпается псевдопатриотизм, который имеет две стороны. Первая – государство объявляет большую часть своих бизнес-активов стратегическими, то есть делает их недоступными для иностранных инвестиций. Вторая – государство решает не инвестировать нефтяные деньги за границей, а заменить ими иностранные кредиты и ПИИ.

В такой ситуации государство склонно забывать об элементарных вещах: 

1. Сберегательная часть денег в нефтяных фондах принадлежит будущим поколениям, и размещать их нужно в активы с гарантированными доходами. Как мы видели по реализации программы ФИИР, госинвестиции в нашу несырьевую экономику в большинстве своем убыточны. Что останется будущим поколениям?

2. Привлеченные ПИИ являются объективным тестом правильности развития экономики. Частный инвестор никогда не вложит деньги в неконкурентоспособный бизнес, а государство делает это постоянно.

Как побороть проклятие

С ресурсным проклятием трудно бороться. В принципе, требуется лишь политическая воля для жесткого исполнения элементарных вещей:

• Необходимо, чтобы слова не расходились с делами. Нужна объективная оценка деятельности чиновников и их личная ответственность за ошибки и неисполнение планов.

• Нацфонд и ФНБ "Самрук-Казына" должны соответствовать стандартам. Они должны быть независимыми, полностью прозрачными и подотчётными всему обществу. Необходим полный контроль за использованием госинвестиций.

• Необходимо максимально ускорить сокращение доли государства в рыночной экономике. На рынке должен править частный капитал – как отечественный, так и иностранный.

• Необходимо стимулировать участие населения в общественной и политической деятельности.

Новости Казахстана
Каким образом Казахстан может избавиться от ресурсного проклятья
Mailfire view pixel