KZ

Как Казахстан будет избавляться от старых авто

Реализация программы по утилизации старых автомобилей в Казахстане может начаться уже в 2015 году, пишет газета "Время". Об этом на одном из заседаний заявил вице-премьер Бакытжан Сагинтаев.

Судьбой отечественного авто­хлама наши чиновники озаботились почти год назад. 20 февраля 2013 года депутат мажилиса Турсунбек Омурзаков обратился к премьер-министру Серику Ахметову с предложением создать в Казахстане программу по утилизации старых автомобилей. 

Было установлено, что утилизации подлежат примерно 450 тысяч старых и не находящихся в эксплуатации автомобилей.

Появились и первые цифры, касающиеся размера компенсации, которую будет получать владелец за свой “антиквариат”, - полторы-две тысячи долларов. С тех пор об этой теме вроде забыли. Но на самом деле работа в этом направлении не прекращалась.

Как стало известно, специалисты Ассоциации казахстанского автобизнеса еще в ноябре прошлого года представили на рассмотрение правительства РК концепцию утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей. 

Специалисты выявили самые проблемные регионы, подсчитали количество автомобилей, какими должны быть мощности предприятий, на которых будет производиться утилизация, необходимое количество шрейдерных заводов по переработке металла, предполагаемые затраты и экономические выгоды.

В идеале перед разработчиками программы стоит задача создать в Казахстане систему рециклинга - повторного использования или возвращения в оборот отходов производства.

Например, автомобильный концерн BMW заявляет, что 98 процентов запчастей, применяющихся при сборке их машин, можно использовать еще раз. А Япония обеспечивает свой рынок металлом именно за счет отлаженной системы рециклинга: они делают из него новые автомобили и другую технику.

Впрочем, хорошая и нужная идея в казахстанских реалиях может стать карикатурой на программы утилизации, успешно действующие в западных странах. Например, сразу возникает вопрос, кто будет определять, какой автомобиль нужно отправлять под пресс, а какой еще может пару-тройку лет бегать по нашим дорогам.

Предполагается, что под промышленный нож попадут машины, которые уже не эксплуатируются, и 20-30-летние “старички”. Но одно дело колымаги, гниющие во дворах, - с ними большинство владельцев расстанутся безболезненно. Но неизвестно, как быть с теми ветеранами автопрома, которые все еще ездят. Не секрет, что такими машинами буквально заполонены Алматинская и Южно-Казахстанская области.

К примеру, большинство бомбил в южной столице рассекают на “фольксвагенах” и “ауди”, произведенных еще в те времена, когда Казахстан был частью СССР. У их владельцев нет денег на покупку нового авто, и этих людей никакими калачами не заманишь на утилизационный пункт. Выход из ситуации один: отсеивать автохлам во время техосмотра.

Председатель республиканской Ассоциации центров технического осмотра автотранспортных средств Александр Полонский считает, что нужно ужесточать государственный контроль за теми автомобилями, которые не могут пройти технический осмотр. Они не должны ездить по нашим дорогам, потому что представляют опасность для окружающих. Выявлять такие автомобили нужно в центрах технического осмотра. 

"Нельзя говорить, что эта сфера полностью коррумпирована. Да, среди таких центров есть те, которые, как бы вам сказать... безобразничают. Их наказывают, а большинство предпринимателей, занимающихся техническим осмотром, не допускают никаких нарушений", - заявляет Полонский.

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков считает, что выгода  для людей при реализации данной программы все равно будет. После утилизации старой машины они получат сертификат и смогут потратить на покупку новой - пусть на тысячу долларов, но меньше.

Мне как потребителю эта утилизационная программа, как говорят, ни уму ни сердцу. Хороший автомобиль я все равно не куплю, а менять шило на мыло нет смысла

"Но весь вопрос в том, что покупатели смогут приобрести взамен. Те недорогие марки, которые предлагают наши производители, морально устарели. Это ситуация, когда человеку вместо копья дадут лук, а не пулемет или автомат. Мне как потребителю эта утилизационная программа, как говорят, ни уму ни сердцу. Хороший автомобиль я все равно не куплю, а менять шило на мыло нет смысла", - говорит Эдоков.

Таким образом, предлагаемая схема: сдал старый автомобиль, купил “в масле” казахстанской сборки не окажется популярной. У многих просто нет денег на такую обновку, да и к отечественному автопрому у большинства автолюбителей до сих пор предвзятое отношение.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/299835-kak-kazahstan-budet-izbavlyatsya-ot-staryh-avto.html

Как Казахстан будет избавляться от старых авто