KZ

Lotte в Рахат пришел не просто так

Вхождение в Казахстан представляется для Lotte началом осуществления грандиозных планов по наращиванию продаж в таких странах как Китай, Индия и Россия. Эксперты считают, что для казахстанской фабрики это означает сокращение продуктовой линейки и увеличение производства корейской продукции, пишет Kursiv.kz.

Как выяснилось, новый владелец кондитерской фабрики "Рахат" – южно-корейская компания Lotte Confectionery – приценивалась к казахстанскому активу почти год. Эксперты считают, что если бы группа быстрее закончила эту "ярмарку невест", актив стоил бы дешевле. Как дорожал "Рахат"С начала торгов (март 2004 года) динамика акций казахстанской фабрики была нестабильной: на пике активности биржи в 2008 году цена акции достигла 3-4 тыс тг, но после, началась длительная стагнация. К середине 2009 года цена опустилась до 1,5 тыс. тенге, и лишь в марте 2013 года, на фоне слухов о сделке, по ним вновь началось движение с ростом цены.В середине прошлого года Lotte Confectionery приступила к реализации своей стратегии, согласно которой, было необходимо расширить присутствие на развивающихся рынках. Как сообщил kursiv.kz источник в "Рахате", южно-корейская группа уже в январе 2013 вела переговоры с казахстанским кондитером. И весной, когда слухи о готовящейся сделке стали просачиваться, акции "Рахата" начали расти: сначала до 2,5 тыс. тенге, затем выше и к моменту сделки выросли до 6,5 тыс. тенге. 22 сентября три четверти пакета акций фабрики, занимающей 10% казахстанского рынка, была оценена в $156,6 млн или $43,5 за акцию с премией к рынку в 30%."Практически за полгода бумаги эмитента подорожали в 2,5 раза. Выроста и балансовая стоимость: на 1 октября 2013 года балансовая стоимость "Рахат" составляла $108,7 млн, текущая рыночная капитализация – $163,5 млн. Если бы процедура прошла быстрее, то купить актив можно было бы если не вдвое, то на 30% дешевле, – говорит аналитик ИК "Барс" Евгений Штольц. – Акции уже торгуются на историческом максимуме, но в преддверии ожидаемого предложения о покупке миноритарной доли акции, скорее всего, продолжат расти". Собственно это и происходит: сейчас цена достигает 6990 тенге.В результате закрытия сделки из состава крупных акционеров вышли британская BD Associates Limited (29%), Анатолий Попелюшко (25,79%), Наталья Хильчук (11,54%), а вместо них появилась LOTTE Confectionery Co, Ltd, которой сейчас принадлежит 76,25% акций. Остающуюся 23,8% долю компании придется выкупать на рынке."Мы планируем помочь бренду "Рахат" выйти на следующий уровень развития, сохраняя при этом высокое качество продукции с помощью научных разработок и технологий. А также системы контроля качества применяемых в LOTTE Confectionery", – отметил глава LOTTE Confectionery Йонг Су Ким. Впрочем, эти преобразования будут проходить за "закрытыми дверьми": как ожидается, после выкупа миноритарной доли акций "Рахат" уйдет с биржи и станет непубличной частной компанией.На момент публикации материала в компании не ответили на вопросы относительно дальнейшей стратегии, но многое было озвучено в стратегии по международному развитию корейской группы. Суть заключается в том, что вхождение в Казахстан представляется всего лишь началом осуществления грандиозных планов южно-корейской кондитерской группы.Ожидается, что по итогам 2013 года объем зарубежной деятельности компании Lotte составит 0,6 трлн южно-корейских вон или $565,7 млн. За пятилетку компания намерена увеличить продажи за рубежом почти в 6 раз. Компания планирует к 2018 году довести показатель до 3,6 трлн южно-корейских вон или $3,4 млрд. С учетом того, что прибыль от "зарубежных" активов составляет 60% от всего объема группы, это серьезный шаг. Таким образом Lotte планирует стать ведущей кондитерской группой Азии.Основная ставка при этом делается на расширение продаж на таких гигантских рынках, как Китай, Индия и Россия. Очевидно, что фабрика "Рахат", была выбрана не столько за обладание 10% казахстанского рынка, который целиком оценивается почти в $2 млрд, сколько за наиболее выгодное географическое месторасположение."Это очень удачное место чтобы выйти на рынки СНГ, которые растут, тогда как корейский рынок достиг пика пенетрации, и будет развиваться очень и очень медленно. Кроме того, там стало меньше потребителей кондитерских изделий, на фоне возврата к старым ценностям, которые более подходят для здорового образа жизни, – говорит глава департамента по анализу продуктовых рынков CDR Джеимс Барнард. – Кроме того, в Южной Корее снижается рождаемость: скорость прироста населения – 8,42 рождений в год на 1000 человек – это один из самых низких показателей в мире. Так, что естественного прироста потребителей не ожидается". Между эффективностью и занятостьюМежду тем, на фоне позитивных отзывов чиновников о сделке, которая благотворно влияет на статистику притока иностранных инвестиций, как сообщил источник в "Рахате", социальное напряжение на фабрике растет. "Уже начинается подготовка плана по сокращению штата. Большинство сотрудников об этом не знает, но традиционные в такой ситуации страхи и пересуды витают в атмосфере. Это практически парализует фабрику".На самой фабрике уже сменилось руководство. По крайней мере,Анатолий Попелюшко – бывший мажоритарный акционер и бессменный директор фабрики, покинул компанию еще до начала декабря и теперь дальнейшую судьбу фабрики не комментирует. Как сообщил источник, это было условием сделки и одним из требований новых акционеров. Теперь "Рахат" возглавляет Но Манг Ко, однако он пока для комментариев недоступен.На рынке информации тоже практически нет. Игроки только строят предположения. "Кто-то покупает предприятие, чтобы развивать, – рассуждает директор по маркетингу и продажам кондитерской фабрики "Баян Сулу" Евгений Конрат. – Другие, инвестируют в новые ресурсы для производства продукции своего бренда. Сейчас сложно давать оценку действиям корейских инвесторов, поскольку пока об их целях ничего неизвестно".Между тем, эксперты считают, что все опасения обоснованны. "Политика группы всегда была оппортунистической. Во-первых, это чеболь (конгломерат из формально самостоятельных фирм, но управляемый единой системой и собственником – южно-корейская форма правления -– прим. ред.), что само по себе отсылает к системе, где центральной идеей является эффективность и рост, – говорит г-н Бернард. – Во-вторых, все больше партнеров компании уходит неудовлетворенными, потому что вместе с эффективными системами управления, технологиями и логистическим опытом приходит переориентация на интересы донора".Так, например, произошло с вьетнамской компанией Bibica. Конфликт между ними вышел на публичный уровень в начале года, и тогда вьетнамская сторона открыто критиковала политику Lotte. "Когда началось наше сотрудничество, моя компания не могла развивать свою продуктовую линейку, все инвестиции уходили в продукты Lotte", – заявил тогда генеральный директор кондитерской компании Bibica Чьонг Фу Чен.Нечто подобное ожидает и Казахстан, считает г-н Бернард. "Сейчас корейской группе нужен хаб для экспансии. Но поскольку текущая география экспорта фабрики укладывается в рамки политики Lotte, то тут перераспределения быть не должно, – говорит он. – Но однозначно, что постепенно изменится продуктовая линейка. По мере замены линии производства, если оно потребуется, произойдет частичная замена на традиционные продукты корейской группы. А сокращения, на мой взгляд, неизбежны: производительность казахстанской фабрики отличается от среднерыночного стандарта Lotte чуть ли не вдвое, и поднимать его будут за счет технологизации".Впрочем, как предполагает г-н Штольц, массовые увольнения маловероятны. "Во-первых, руководству потребуется основной состав, во-вторых, если случиться что-то серьезное, должен вмешаться акимат, – рассуждает он. – В компании работает почти 5 тыс. человек, так что это социально значимый объект". Дом, который построил ПопелюшкоФабрика "Рахат" была приватизирована в 1992 году, а в 2004 акции компании включены в официальный список KASE. По объемам производства, обороту, рыночной доле компания почти десятилетие является лидером кондитерской отрасли Казахстана. Продуктовая линейка состоит из 250 наименований различных кондитерских изделий, среди которых 50 наименований плиточного шоколада.Производственные мощности компании состоят из двух площадок – головного предприятия в Алматы и в Шымкенте, и 8 торговых "дочек", которые специализируются на продаже продукции в регионах Казахстана, в Кыргызстане и России.Около 85% продукции реализуется на внутреннем рынке, остальное идет в соседние страны. В январе-сентябре 2013 года 13,7% продукции было экспортировано – ожидания до конца года – 20%. За 9 месяцев 2012 года этот показатель составлял – 12,4%. В общем объемеме экспорта 52,6% уходит в Россию, 33,4% – в Кыргызстан, 7,5% – в Узбекистан, Таджикистан (2,3% экспорта), Афганистан (1,4% экспорта), Монголию (1,4% экспорта), Германию (0,7% экспорта) и Азербайджан (0,4% экспорта). Новый владелец – южнокорейская корпорация Lotte Confectionery – входит в южнокорейский холдинг Lotte Group, который был основан в 1967 году в Сеуле – третий по величине производитель жевательной резинки в мире, а всего в её ассортименте более 200 продуктов, которые экспортируются в 70 стран. Холдинг развивает такие бизнес-направления, как производство продуктов питания и прохладительных напитков, строительство отелей класса люкс, торговых комплексов, открытие сети ресторанов быстрого питания и многое другое. Lotte Confectionery Ltd.. И уже представлена в СНГ небольшими заводами в Новосибирске и Твери, которые производят для группы лидера продаж – ChocoPie.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/293527-lotte-v-rahat-prishel-ne-prosto-tak.html

Lotte в Рахат пришел не просто так