KZ
BBC Русская Служба

Прибивший мошонку у Кремля художник вышел на свободу

Рассказать в Telegram Расcказать Вконтакте

Тверской суд Москвы вернул в ОВД "Китай-город" дело художника-авангардиста из Петербурга Петра Павленского.

В воскресенье он прибил свою мошонку гвоздем к брусчатке Красной площади, назвав этот перформанс акцией протеста против надвигающегося "триумфа полицейского государства".

Суд не стал рассматривать дело из-за отсутствия в представленных полицией документах указания на противоправные действия, рассказала агентству РАПСИ пресс-секретарь Тверского суда Екатерина Коротова.

Из этих документов следует, что полиция привлекает Павленского к ответственности за мелкое хулиганство, за что предусмотрено наказание до 15 суток ареста. Между тем, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, мелкое хулиганство - это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, а также уничтожение или повреждение чужого имущества. "В протоколе об административном правонарушении в отношении Павленского указания на такие действия отсутствуют. Суд считает, что при составлении протокола нарушено положение статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку отсутствует описание конкретных умышленных действий, совершенных Павленским", - рассказала Короткова в интервью РАПСИ.

В понедельник после решения Тверского суда Павленского освободили из автозака.

"Фиксация" на Красной площади

В воскресенье, сняв всю одежду, 29-летний петербуржец сидел, пригвожденный к брусчатке недалеко от мавзолея Ленина, до тех пор пока многочисленные полицейские, патрулирующие примыкающую к Кремлю площадь, не увели его, накрыв белым покрывалом.

Павленский не сопротивлялся задержанию, поскольку, по его словам, это являлось задуманной частью перформанса. "Не чиновничий беспредел лишает общество возможности действовать, а фиксация на своих поражениях и потерях все крепче прибивает нас к кремлевской брусчатке, создавая из людей армию апатичных истуканов, терпеливо ждущих своей участи", - говорится в размещенном в интернете заявлении художника.

В ближайшем к Кремлю отделе внутренних дел "Китай-город" на Павленского составили протокол об административном правонарушении и оставили на ночь. Предварительно Павленского отвезли в больницу, где ему была оказана медицинская помощь; от госпитализации художник отказался.

Петр Павленский назвал свой перформанс "Фиксация" и приурочил его ко Дню сотрудника органов внутренних дел, отмечаемому 10 ноября еще с советских времен.

В своем заявлении он призвал рассматривать акцию как "метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества". "Когда власть превращает страну в одну большую зону, открыто грабя население и переправляя финансовые потоки на рост и обогащение полицейского аппарата и прочих силовых структур, общество допускает произвол и, забыв про свое численное преимущество, своим бездействием приближает триумф полицейского государства", - заявил он.

"Страдание и самопожертвование"

Петр Павленский не в первый раз прибегает к подобным акциям протеста. В июле прошлого года он зашил себе рот перед Казанским собором в центре Санкт-Петербурга в знак протеста против суда над участницами группы Pussy Riot. В мае нынешнего года Павленский задерживался в Петербурге после того, как обмотал свое обнаженное тело колючей проволокой перед Мариинским дворцом, где заседает местное Законодательное собрание.

По мнению художественного критика и специалиста по современному русскому искусству Екатерины Деготь, подобные акции находятся на стыке политики и искусства.

"Последние 50 лет в мире такого рода перформансы считаются частью искусства", - сказала она в интервью Русской службе Би-би-си.

В то же время Деготь заметила, что западным художникам обычно не приходит в голову заниматься членовредительством. Подобная форма протеста, особенно зашивание рта, издавна является в России частью криминальной субкультуры, наложившей глубокий отпечаток на поведение, речь и нравы всего общества, в том числе творческой богемы.

По мнению Екатерины Деготь, психологические корни поступка Павленского можно поискать и в более древней традиции. "Я возвела бы это к особенно сильной в России культуре святых и отшельников раннего христианства, возводящей на пьедестал страдание и самопожертвование", - считает эксперт.

Новости Казахстана
Прибивший мошонку у Кремля художник вышел на свободу
Mailfire view pixel