KZ

В Казахстане прогнозируют очередное повышение цен на авиабилеты

Рассказать в Telegram Расcказать Вконтакте

Уже в четвертый раз за год в Казахстане может подорожать аэронавигационный сервис. РГП "Казаэронавигация" подало заявку в Агентство по регулированию естественных монополий с просьбой разрешить "взлет" цен на свои услуги.

Причем повышение коснется не только авиакомпаний, но и всех желающих полетать, поскольку стоимость билета неминуемо возрастет. На днях АРЕМ организовал переговорный поединок навигаторов и авиаторов.На публичных слушаниях Казаэронавигация представила cвои экономические выкладки.

Речь о регулировке небесной и наземной обстановки, что позволяет избежать столкновений самолетов, когда пересекаются линии полета. Аэронавигационная служба считает ставки сборов за услуги низкими – около 90 долларов на 100 км полета, тогда как, к примеру, в России за обеспечение безопасности лайнера, если он летит 40 километров, придется заплатить 129 долларов.

Впрочем, цены расписаны по трем категориям рейсов и авиакомпаний. К первой относятся внутренние линии отечественных игроков, ко второй – их же международные маршруты, к третьей – все перелеты иностранных перевозчиков. При таких расценках предприятие заявляет об убытках. Первая волна подорожания аэронавигационных услуг пришлась на начало нынешнего года. С выходом в свет постановления правительства ставки сборов за аэронавигацию были выведены за рамки госрегистра естественных монополий, после чего произошло одностороннее их увеличение по всем международным маршрутам.

А летом был отменен понижающий коэффициент для казахстанских перевозчиков, введенный в свое время, чтобы помочь им встать на ноги.

Теперь отечественные перевозчики полностью оплачивают счета, без прежней 50-процентной скидки. В результате, по информации "Эйр Астана", суммы расходов на внутренних рейсах выросли на 286%.

Не прошло и полгода – надвигается очередное ценовое цунами. Как утверждают представители Казаэронавигации, внутренние воздушные линии по-прежнему убыточны. Прибыльными являются только международные и транзитные рейсы, и за счет них компания компенсирует затраты местного авиасообщения.

Как выяснилось, во всем мире сборы для иностранных и отечественных авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание унифицированы. По словам исполнительного директора Казаэронавигации Марата Дауталиева, по международным правилам при выполнении полетов со своих авиаперевозчиков необходимо брать столько же, сколько с иностранных. Поэтому компания и решила устранить разрыв между тарифами. Но курс на аэронавигационные прайсы иностранных пользователей вызвал возражения.

– Речь идет о неправильной трактовке Чикагской конвенции, – прокомментировал ситуацию вице-президент авиакомпании "Эйр Астана" Айдар Кашкарбаев. – Документ предусматривает, что международные авиаперевозчики могут пользоваться внутренними тарифами за аэронавигационное обслуживание. Сомнения авиаторы выражают и относительно недобора средств аэронавигаторов.

Только национальный авиаперевозчик в прошлом году пополнил финансовую копилку компании более чем на миллиард тенге, таким образом, за последние восемь лет размеры выплат увеличились до 369%. Именно такую сумму убытков обозначают аэронавигационные службы.

Фактически же спонсорами новой тарифной сетки станут пассажиры.

Перевозчикам придется закладывать больший размер аэронавигационных взносов в цену авиабилета, что приведет к удорожанию авиаперевозок.

Как подсчитал замначальника отдела экономики компании "Скат" Николай Кравцов, если АРЕМ утвердит-таки новации, то к стоимости билетов придется прибавить 1 200 тенге вместо прежних 250–300 тенге. Вес аэронавигационных услуг в себестоимости перелетов увеличится с 2,5% до 6,5%.

Как бы то ни было, антимонопольщики обещают до тиына скалькулировать затраты и прибыль аэронавигаторов, а заодно и авиаперевозчиков. И в начале ноября объявить свой вердикт.

{also_read}

Новости Казахстана
В Казахстане прогнозируют очередное повышение цен на авиабилеты
Mailfire view pixel