Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Казахстанский студент рассказал о жизни в Америке

Опубликовано:

Анзор АШАЕВ целый год пробыл американским студентом, узнал, как готовится праздничная индейка, научился разбираться в антиквариате и увидел Чикаго с высоты птичьего полета, пишет "Наша Газета".

Все, что нужно, - знать английский

- Как у тебя возникло желание поучаствовать в этой программе? Откуда ты про нее узнал?

- Я узнал о ней в "Американском уголке" при библиотеке им. Толстого, куда с презентацией приехал специалист по образованию из посольства США в Казахстане. Она рассказала, что есть такая международная программа студенческого обмена "Global UGRAD", участник которой может выиграть годичное обучение в американском вузе. Я учился на 3 курсе иняза и давно хотел съездить в Англию или Америку.

- А что еще нужно для участия в этой программе, кроме знания английского и учебы в вузе?

- В принципе, ничего. Все участники отбираются на открытом конкурсе, куда нужно представить три эссе: "Почему я хочу учиться в США", "Мое понятие лидерства" и "Как бы вы описали себя соседу по комнате". Кроме этого, нужно было предоставить два рекомендательных письма от преподавателей из университета или других организаций. Я отправил все бумаги, и через месяц мне сказали, что я прошел в полуфинал, где мне оставалось пройти тест по английскому и интервью.

- Сейчас многие боятся участвовать в обменных программах из-за слухов о том, что там неадекватно жесткие условия, которые вдобавок могут измениться в любую минуту.

- Да, у нас были определенные условия, с которыми нас сразу же ознакомили, вполне понятные. Это ведь образовательная программа, и нас отправляли в Америку именно учиться, поэтому одним из условий программы было, чтобы по итогу у всех участников GPA (средний балл аттестации) за два американских семестра был не ниже 2.0. Также мы должны были выполнить 20 часов любой волонтерской работы в первом семестре и 40 часов практики по выбранной специальности во втором.

- А сейчас программа еще действует? Этой зимой из Казахстана вывели Корпус Мира и после заговорили, что вскоре будут сворачивать и все обменные программы Казахстан-США.

- На конференции в Вашингтоне перед тем, как мы разъехались по разным штатам, многие спрашивали, есть ли у программы будущее. Нам ответили, что по решению правительства США ее урежут, в связи с кризисом. Это заметно уже сейчас: в 2011 со мной вместе в Америку отправилось около 160 ребят из стран СНГ, в этом году их будет всего 60-70.

Практика - в первую очередь

- В каком университете ты учился?

- Меня отправили в университет Грэйслэнд, в штате Айова. Университет достаточно известный в этом штате, хотя не очень большой: в нем обучаются около 1000 студентов. Своей специальностью на этот год я выбрал американистику, так что большинство предметов, которые я изучал, были связаны с историей и культурой Америки.

- Вам разрешали выбирать все предметы самостоятельно? Или для участников программы были обязательные занятия?

- Каждый участник программы мог взять минимум 12 кредитов, из них 6 обязательно должны были соответствовать твоей специальности, а остальные можно было изучать по выбору. У меня были военная история США, история Конституции США, история международных отношений США, американская литература. А из дополнительных предметов я взял психологию и испанский язык.

- У тебя не было трудностей с английским? Все-таки учеба полностью на иностранном языке...

- Больших проблем не было, разумеется, первое время было тяжеловато усваивать учебный материал на "американском" английском, особенно когда приходилось много читать. Но постепенно я освоился, к тому же в языковой среде намного легче учить иностранный язык.

- А между самой системой образования в США и Казахстане большая разница?

- Я бы сказал, что она заметна. У них основной упор делается на устные ответы, практику, а самая распространенная форма контроля - эссе. Например, по литературе мы должны были прочитать за семестр 7 книг и письменно изложить свое мнение о каждой. Еще во многих курсах, например, истории не было такого понятия как "итоговая контрольная", когда проверяется весь материал, пройденный за семестр. Мы изучали, допустим, Вторую Мировую, устраивали контрольный экзамен по этой теме - и все, больше мы к ней не возвращались.

- Кстати, некоторые любят упрекать американцев в том, что они, мол, приписывают победу во Второй Мировой себе, и это у них чуть ли не всеобщая точка зрения. Это правда?

- Я ничего такого не заметил, более того, наш преподаватель истории понравился мне именно своей объективностью. Мы с ним просто анализировали исторические факты, обсуждали плюсы и минусы американского и советского командования, и ни разу он не попытался как-то выдвинуть США на первый план.

– А преподавание языков отличается? Ты ведь студент иняза, можешь сравнить объективно.

- Я бы сказал, что в Америке у нас было больше разговорной практики, мы постоянно что-то обсуждали, писали, читали, а грамматику брали самую необходимую, и внимания ей уделялось не так много, как у нас. Там обучение более практическое, а здесь все-таки академическое. А еще курс испанского мне понравился тем, что занятия у нас вел настоящий испанец и нам, студентам из Азии и Европы, он казался как-то роднее что ли, ближе по темпераменту.

- Ты говорил, что в первом семестре все студенты обязаны поработать волонтерами. Чем же вы занимались?

- Мы работали для местного "Community Service" - это нечто вроде нашей социальной службы. Например, мы собирали овощи, которые потом в специальном центре распределяли необеспеченным людям, которые не могут купить себе продукты. Потом работали в социальном магазине, куда люди приносят ненужные вещи: посуду, одежду, электронику. Мы все это сортировали, приводили в порядок, потом эти товары продавались по мизерным ценам - это тоже для людей, у которых нет больших денег.

"Президент этажа - должность серьезная"

- Расскажи про город, в котором ты жил. Как местные жители относятся к иностранным студентам?

- Мы жили на кампусе, а рядом был маленький городок Ламонай, в нем всего около 1000 жителей. По условиям программы, за каждым студентом закреплялась американская семья которая помогала нам освоиться первое время, а у нас была возможность увидеть, как живет обычная американская семья. На каникулах, когда общежития закрывались, мы ездили куда-нибудь все вместе, отмечали праздники. Например, в своей семье я встречал День Благодарения. Было забавно, когда я увидел на столе индейку, разрезанную на кусочки, и спросил хозяина, как же знаменитый киношный стереотип: огромная птица на огромном блюде? Он рассмеялся и сказал, что так, наверное, только в кино и делают.

- А какими тебе показались сами люди?

- Прежде всего очень приветливыми. Разумеется, Ламонай - совсем маленький город, там все друг друга знают, и к студентам из других стран уже привыкли. Но все равно удивительно: там можно поздороваться на улице с совершенно незнакомым человеком и завязать разговор. Айова - это американский Средний Запад, где обычно люди легко идут на первый контакт, всегда готовы помочь. Хотя ребята, которые жили в других штатах, рассказывают то же самое.

- А жизнь в американском студенческом общежитии тебе понравилась?

- Мне понравилось, как там все организовано: каждый этаж имеет своего президента, это обычный студент, к которому всегда можно обратиться, если возник какой-то вопрос, который надо решать с администрацией или просто нужно спросить совета. У каждого президента есть помощники, например, те, кто отвечает за вопросы учебы, каждую неделю рассказывали нам на собрании, какие открылись новые гранты, консультировали новичков насчет того, какие предметы им выбирать.

- Все так серьезно?

- Да, президент "хауса" (это один этаж) - очень даже серьезная и ответственная должность. Они получают бесплатную комнату в общежитии, гранты от университета, зарплату. Нового президента выбирают всем этажом, затем они проходят интервью в администрации университета.

- Ты сказал, что программа UGRAD понравилась тебе еще тем, что дает возможность поездить по Америке, побывать в разных городах. Это действительно возможно на стипендию?

- Если подходить к планированию бюджета с умом, то возможно. В месяц нам выдавали по $300 стипендии и еще $300 на покупку книг: учебные пособия там действительно стоят дорого. Но университет предоставляет жилье, питание, да и Америка большая: всегда можно найти какое-нибудь интересное место неподалеку. От нас, например, в 10 часах езды был Чикаго, и билет туда-обратно стоил всего $50. Мы там успели и на озере Мичиган побывать, и осмотреть город с прозрачного балкона самого высокого чикагского небоскреба Wills Tower; попали в музей искусств на выставку советских военных плакатов - там были даже плакаты на казахском языке! И главное - мы попробовали знаменитую чикагскую пиццу.

- А было что-то, что тебе не понравилось?

- Пожалуй, к концу года мне надоела американская еда - наверное, начал скучать по нашим национальным блюдам.

- Итак, первый американский опыт у тебя уже есть, а если бы сейчас представилась возможность уехать в США насовсем - ты бы ею воспользовался?

- Насовсем не поехал бы. Года жизни вполне хватило, чтобы понять, что жить я все-таки предпочитаю в Казахстане, а вот учиться бы в США поехал с удовольствием.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/220720-kazahstanskij-student-rasskazal-o-zhizni-v-amerike/

pixel