KZ

Почему России и Казахстану нужен новый договор о военном сотрудничестве

Министерство обороны
Фото: пресс-служба Министерства обороны РК

О необходимости подписания нового Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве, его содержании и иных аспектах международных отношений в области обороны интервью политолога Аскара НУРШИ с начальником Департамента международного сотрудничества Министерства обороны РК с полковником Олжасом ХУСАИНОВЫМ.

— Олжас Сагындыкович, расскажите, пожалуйста, о функциях Вашего департамента.

— Если коротко: мы отвечаем за развитие и реализацию международного военного сотрудничества Казахстана с другими странами, в том числе и в рамках международных организаций. Все международные контакты осуществляются через наш департамент.

— Значит, и вопросы, связанные с подготовкой проекта международного договора между оборонными ведомствами Казахстана и России, в вашей компетенции?

— Да, мы координируем эту работу.

— А зачем вдруг понадобилось подписание нового договора, если действует прежний, заключенный в 1994 году? На фоне возникающих очагов напряжения и вооруженных столкновений на постсоветском пространстве, уже появляются высказывания о принятии Казахстаном в этой связи дополнительных обязательств.

— Сразу скажу: новый договор принимается не вдруг. Это плановая работа, и она никак не связана ни с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха, ни с событиями в Беларуси или в Украине.

Действительно, в 1994 году между нашими ведомствами был заключен договор, он продлевался. Но мониторинг двусторонней международно-правовой базы показал неактуальность многих договоренностей, в том числе и положений договора о военном сотрудничестве.

Половина мероприятий уже реализована. Поэтому после переговоров с российской стороной в 2018 году мы приступили к работе по исключению устаревших норм и формированию нового проекта договора.

— Очень важный момент: обозначена ли в договоре сфера территориальной ответственности?

— Могу развеять какие-либо сомнения. Сфера ответственности ограничивается территорией двух государств: Казахстана и России.

Вопрос направления и использования вооруженных сил за пределами страны — это исключительное право и компетенция Республики Казахстан. По Конституции решение об использовании и применении вооруженных сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности принимает Парламент на основе предложения Верховного главнокомандующего — Президента РК.

В документе однозначно сказано: «договор не направлен против каких-либо государств и не затрагивает прав и обязательств сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются».

— Предусматривает ли этот договор принятие дополнительных документов?

— В развитие положений договора разрабатывается Программа стратегического партнерства в военной области на трехлетний период. В ней будут обозначены задачи, направления, порядок и формы реализации двусторонних мероприятий в сфере обороны, то есть практические аспекты нашего взаимодействия.

Программа нацелена на обеспечение безопасности сторон, увеличение совместного оборонного потенциала, повышение уровня взаимопонимания и доверия между вооруженными силами, развитие двусторонних отношений в военной области. То есть она определяет ориентиры, к которым мы должны стремиться.

Дополнительно будет принят план конкретных мероприятий по реализации этой программы. Он касается сферы боевой, оперативной подготовки войск и включает встречи экспертов и консультации. Ведь одна из форм нашего сотрудничества предполагает координацию оборонной политики сторон в виде консультаций между руководством ведомств.

Также между нами действуют отдельные международные договоры по испытательным полигонам, по вопросам совместного планирования и применения войск в интересах взаимной безопасности, по статусу воинских формирований и так далее.

— Скажите, пожалуйста, с чем связан отказ России от использования некоторых военных объектов и прекращение аренды полигонов на территории Казахстана?

— Развитие системы обороны вооруженных сил — процесс постоянный и непрерывный. Определенные сферы в области обороны тоже претерпевают изменения. Например, Россия в рамках своей системы противовоздушной обороны разместила современные радиолокационные станции на своей территории. По этой причине отказывается от использования узла Балхаш. И это нормальный процесс.

— И, тем не менее, в общественном мнении наблюдается две крайности: одни говорят о том, что большое количество российских военных объектов ведет к снижению суверенитета, другие утверждают, что отказ России от объектов на территории Казахстана ведет к ослаблению нашей безопасности, к снижению качества контроля.

— В проекте договора указано, что мы не действуем в ущерб безопасности друг друга, наоборот, взаимодействуем для ее укрепления. Поэтому говорить о нанесении ущерба безопасности Казахстана, в том числе военной, в связи с такими изменениями, не стоит.

— В проекте говорится о совместном планировании применения войск в интересах обеспечения безопасности. Насколько это важно, и какие обязательства это может повлечь за собой?

— У нас есть ратифицированное соглашение о совместном планировании применения войск в интересах обеспечения совместной безопасности, подписанное в 2004 году.

Оно предусматривает согласование сторонами перечня документов по совместному планированию применения войск, порядок их разработки, последовательность и сроки ввода их в действие. В этом направлении проводится согласованная работа по обеспечению совместимости систем управления войсками, разведкой и оружием. Осуществляется оперативное оборудование территорий сторон.

Это целый комплекс мероприятий, проводимых в целях создания условий, обеспечивающих перегруппировку войск, сосредоточение и боевое применение коалиционной группировки, а также защиту населения и важнейших объектов.

— Военное сотрудничество предусматривает развитие культурных связей и спорта, что делается в этом плане?

— Такие направления тоже предусмотрены. Аналогичные нормы есть и в договорах с другими странами. Оборонные ведомства наших государств осуществляют взаимодействие, в том числе в области армейского спорта.

В частности, в России и в Казахстане есть центральные спортивные клубы армии. При этом армейский спорт рассматривается не только как спорт высоких достижений, но и как неотъемлемая составная часть процесса боевой подготовки военнослужащих, их уровня физического развития.

Предусмотрено также регулярное проведение культурных мероприятий — это часть воспитательной деятельности, направленной на поднятие морального духа и укрепление патриотизма. Также развивается сотрудничество между военными музеями, вносящими огромный вклад в сохранение истории и памяти о героях Великой Отечественной войны, в которой участвовали воины-казахстанцы.

А танковые соревнования тоже охватываются

договором?

Армейские международные игры проводятся по инициативе российской стороны. Они практикуются во многих странах мира. Самое зрелищное и популярное соревнование — это танковый биатлон. Мы рассматриваем участие в нем как процесс боевой подготовки, повышения навыков и обмена опытом.

— Рассматривается ли вопрос ротации участников соревнования? Можно ли выставить две команды от страны?

Команды, их количество, состав участников оговариваются заранее на планирующих конференциях. Участники соревнований отбираются на конкурсной основе. Так что у каждого есть шанс выступить на них.

В договоре имеются отсылочные нормы на отдельные международные договоры, в частности в области военного образования, перевозок. Расскажите об этом.

— Да, отсылочные нормы имеются. Это делается для того, чтобы не загружать отдельные международные договоры и исключить дублирование положений в других документах. Такие договоры заключаются по отдельным направлениям.

В частности, по организации и порядку осуществления воинских перевозок у нас есть двустороннее соглашение с Российской Федераций от 1995 года. Также мы участвуем в многостороннем соглашении в рамках ОДКБ по воинским перевозкам войск и других воинских формирований.

У нас есть целый ряд соглашений в рамках СНГ, ОДКБ, а также на двусторонней основе с Россией по подготовке кадров.

— Подытоживая наш разговор, не могли бы Вы в целом сказать: в чем новизна договора между оборонными ведомствами Казахстана и России?

— Прежде всего, мы дополнили направления сотрудничества. Включили положения о миротворчестве, деятельности войск и их всестороннем обеспечении, о взаимодействии в рамках международных организаций, об участии военных делегаций сторон. Будет также продолжена работа по дальнейшему совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы.

Ссылка на интервью: https://radiomm.kz/kzimir/66979/

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1879875-pocemu-rossii-i-kazahstanu-nuzen-novyj-dogovor-o-voennom-sotrudnicestve.html