KZ

"Кинотеатры в любом случае откроют": Эрнар Курмашев о перспективах казахстанской киноиндустрии

Эрнар Курмашев
Эрнар Курмашев: ГЦПНК

В текущем году государственный центр поддержки национального кино планирует запустить в производство беспрецедентно большое количество фильмов. О питчинге в реалиях карантина, о лентах, которые снимут казахстанцы и о тех возможностях, которые открыла пандемия для отечественной киноиндустрии, рассказал заместитель председателя ГЦПНК Эрнар Курмашев.

Редакция: Эрнар, первый вопрос вызван откровенным удивлением. Пандемия, карантин, ограничения, некоторые из которых не сняты до сих пор, а ГЦПНК удалось не только провести отбор кинопроектов, но и получить одобрение и бюджет на десятки картин. Как?

Э.К.: Правда, было непросто, но мы это сделали. Начну с того момента, когда я пришел в Госцентр поддержки национального кино. Два месяца назад министром Актоты Рахматуллаевной и председателем Центра кино Гульнарой Болатовной была поставлена приоритетная задача – как можно более оперативно провести межведомственную комиссию. В связи с пандемией условия финансирования сильно изменились, многие бюджеты переходили на следующий год, были вопросы по запущенным и запускаемым проектам, все это нужно было срочно обсудить и согласовать. Мы подготовили материалы по каждому проекту, еще раз обсудили все с экспертным советом, оперативно согласовали с министерством. И собрали межведомственную кинокомиссию. На МВК 13 проектов, уже запущенных с первого питчинга, сразу получили одобрение. Что же касается еще 42 проектов – победителей второго питчинга – встал серьезный вопрос. Члены МВК заявили, что сейчас новая реальность, в стране беспрецедентный экономический кризис. Настрой был, в целом, сократить количество запускаемых проектов и урезать производственные бюджеты. Конечно, это стало бы сильным ударом по киноиндустрии, которая и так сейчас переживает сильный кризис. Кинотеатры закрыты, частные проекты заморожены, огромное количество людей остались без работы.

Редакция: И что произошло с этими проектами? Их заморозили, перенесли?

Э.К.: К счастью, нет. Понимаете, какая ситуация, во всей сфере культуры в стране прошли сокращения бюджетов. И не только в культуре, но также в спорте, туризме. науке. Некоторые бюджетные программы были сокращены под ноль. Вопрос о том, что часть проектов будут не просто урезаны, а вовсе не реализованы, стоял очень остро. Когда мы с коллегами в ГЦПНК это поняли, попросили членов межведомственной комиссии о компромиссе. Предложили провести переговоры с каждой производственной компанией, попробовать сократить общий бюджет, но сохранить проекты. Нам это удалось, Госцентр провел переговоры с каждым производителем, победившим на питчинге, многие пошли навстречу, сократив бюджеты от 5% до 25%. В итоге, нам удалось сэкономить 642 миллиона тенге из общего бюджета.

Редакция: Вы выбрали очень непростой путь. Чем эти проекты оказались настолько важны?

Э.К.: Для ответа на этот вопрос, я лучше расскажу о процессе отбора. В течение 4 месяцев экспертный совет при Центре кино отсмотрел 223 заявки конкурсантов. Изучив сценарии и другие материалы, эксперты допустили к питчингу 88 проектов. На протяжении недели представители съемочных групп защищали свои работы. Совет пропустил на межведомственную комиссию 58 работ, из которых одобрили для финансирования 42 кинопроекта.

Редакция: Можете, пожалуйста, рассказать подробнее? Что это за проекты?

Э.К.: Это и документальное кино, полнометражные и короткометражные художественные фильмы ленты. В этом году финансирование будет предоставлено для 5 дебютных лент, возможно, мы увидим первые работы будущих режиссеров с мировыми именами. Отмечу, что питчинг прошли 4 анимационных фильма, среди которых анимационный сериал «Караван историй». Я уверен, что анимационные проекты имеют хороший экспортный потенциал. Думаю, что на международных рынках будет востребован и исторический документальный детектив «Бату» Рашида Нугманова. Сильный эксперимент, который может стать прорывным в этом жанре. Режиссеры полнометражных проектов сделали упор на теме голодомора и Великой Отечественной войны, представлены проекты, посвященные подвигам наших героев. Линейку исторических картин поддерживает проект «Дос-Мукасан» о легендарном музыкальном коллективе. Из более современных тем, к примеру, проекты Аскара Бисембина «Билет из рая», Аскара Узабаева «Адам и Алма» и «Хирург» Ардака Амиркулова. Также есть проекты, которые будут реализованы совместно с кинематографистами других стран. Ко-продукция — это всегда хорошо. Это и обмен опытом, и выход на новые рынки.

Редакция: То есть, вам удалось сохранить абсолютно все проекты, прошедшие питчинг?

Э.К.: И да, и нет. Три проекта нам, к сожалению, пришлось исключить из этого списка. Один проект отменил экспертный совет Госцентра, в связи со смертью его режиссера. Еще по двум проектам – «Номады 21 века» и «Серикбол Кондыбай. Воин духа», оба, кстати, представляла на питчинге Асия Байгожина, возникли юридические коллизии. Творческая группа изъявила желание заменить юридическое лицо, а так как это нарушает процедуру госзакупки, встал вопрос о легитимности запуска этого проекта. Все процедуры имеют законную основу, меняя юридическое лицо, производитель нарушил их. Мы провели переговоры с киностудией «Казахфильм», которая изначально подавала эти заявки, они их отозвали, но мы уже юридически не смогли перезапустить проекты с новой кинокомпанией. Этот вопрос был рассмотрен на межведомственной комиссии и им рекомендовали принять участие в следующем питчинге. К сожалению, придется пройти весь цикл отбора заново. Кстати, такие же коллизии возникли еще с несколькими производственными компаниями, но они не стали менять юридические лица и остались в рамках закона.

Редакция: Тем не менее, 39 проектов в настолько сложных экономических реалиях в стране. Как вы сами оцениваете данный результат?

Э.К.: Безусловно, это большая победа для всего отечественного кинематографа. Это беспрецедентный случай, государство запускает такое количество кинопроектов сразу, это большой, очень хороший толчок. Это же и рабочие места в трудные экономические времена, возможность молодежи показать свой потенциал, старшему поколению – передать бесценный опыт. Не забывайте и об имиджевой составляющей. Уверен, что международные кинофестивали и зрители из других стран по достоинству оценят работы наших кинематографистов.

Редакция: Получается, что в скором времени у нас будет много нового, интересного и хорошего кино. А кому это все будут показывать? Кинотеатры-то закрыты?

Э.К.: Кинотеатры в любом случае откроют, а у нас к этому времени появится много собственного контента. Знаете, это очень важно. Карантин ведь не только в Казахстане, крупнейшие мировые студии приостановили съемочный процесс высокобюджетных блокбастеров. Сейчас во всем мире прокатчики рассчитывают, в первую очередь, на контент производства собственной страны. Это ведь шанс, возможность побороться за рынок с зарубежными кинопроизводителями, показать зрителям больше нашего кино, увеличить доверие к собственным фильмам. Прибавим сюда и новую модель финансирования, введенную ГЦПНК – большая часть прав на ленту остается у производителя. Это в его интересах сделать качественный продукт, которые не ляжет на пыльную полку, а будет смотрибелен и прибылен. Я вам больше того скажу. Никогда такого шанса у наших кинопроизводителей не было и все складывается как нельзя лучше, отныне – все в их руках.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1879551-kinoteatry-v-lubom-slucae-otkrout-ernar-kurmasev-o-perspektivah-kazahstanskoj-kinoindustrii.html