KZ

Медиаторы: «Мы не можем быть толерантны к бытовому насилию»

Онлайн-встреча ZOOM
Фото: КИОР

Проблемы и перспективы семейной медиации обсудили сегодня на международной конференции казахстанские и зарубежные эксперты. В ходе онлайн-встречи поднимались вопросы семейного буллинга, его профилактики и даны рекомендации по правовому регулированию в медиации. Мероприятие организовано Казахстанским институтом общественного развития «Рухани жангыру».

В международной конференции приняли участие председатель правления НАО «Казахстанский институт общественного развития «Рухани Жаңғыру» Данияр Есин, профессиональный медиатор, тренер по медиации, конфликтолог, психолог Ширин Оразбаева, зарубежный эксперт – д.п.н., международный эксперт по медиации, представитель ОБСЕ от РК; член «Международного Общества исследований терроризма» Болгарской ассоциации политических наук, профессор кафедры политологии Софийского университета им. К.Охридского Татьяна Дронзина и другие.

Медиация – новая форма альтернативного урегулирования споров, которая в последние годы активно развивается в Казахстане. Одно из важных направлений – разрешение семейных конфликтов, с которыми каждый день сталкиваются медиаторы. По их словам, семейная медиация, в отличие от других ее видов – дело деликатное и тонкое. К примеру, в бизнес-медиации легко определить критерии успеха - если долг или кредит возвращен, то вопрос решился, а на что опираться в семейной медиации, пока точно неясно.

«К примеру, когда мы работали в Узбекистане, столкнулись с тем, что медиаторы массово настаивали на том, что критерий успеха семейной медиации – это сохранение семьи. Но в Европе мы задаемся вопросом – должно ли произойти сохранение семьи любой ценой? Ведь бывают случаи, когда в этом нет смысла – когда в семье есть насилие или пьянство. Все эти тонкие моменты медиаторы каждой страны должны отработать для себя сами, на основе культурных норм, которые есть в этой стране», - делится мнением международный эксперт по медиации Татьяна Дронзина из Болгарии.

Она также утверждает, что медиация не всегда бывает уместна, особенно в случаях буллинга – травли, которая встречается не только в коллективах, но и в семье.

«Чаще всего семейному буллингу подвержены дети, пожилые люди, или члены семьи с ограниченными возможностями. Семейный буллинг является разновидностью домашнего, бытового насилия, или дурного обращения одного человека по отношению к другому в домашних условиях. Медиация не возможна там, где есть насилие», - утверждает эксперт.

По ее словам, формы семейного буллинга могут быть разные – к примеру, существуют вербальный и религиозный виды буллинга. Первый выражается на словах, когда обычным словам придается оскорбительный тон, или применяются нецензурные и обидные выражения. Обычно вербальный буллинг распространен, когда связи в семье ослабевают. Вторая форма семейного буллинга – религиозный буллинг, который выражается в оскорблении чувств верующего, религиозных заповедей, писаний и обрядов.

«Я думаю, что каждый из нас был свидетелем такого буллинга. В Болгарии я видела травлю по отношению к очень верующим христианам и в семье, и на работе. В Казахстане это также встречается, когда девушка или женщина подвергается стигме из-за того, что хочет одеваться определенным образом. Все эти пробелы становятся очевидными, когда идет процесс реинтеграции женщин и детей боевиков, которые были в рядах ИГИЛ, и пытаются сейчас возвратиться к нормальной жизни. В Мангистауской области некоторые женщины решили эмигрировать именно из-за религиозного буллинга, которому были подвержены в своей семье», - отмечает Татьяна Дронзина.

Кроме того, по ее словам, не менее опасен и психологический буллинг, который выражается в создании атмосферы игнорирования и активной провокации на действия оскорбительного характера, насмешках со стороны других членов семьи, создании обстановки коллективного порицания поведения преследуемого члена семьи.

«Все вышеперечисленные действия, одной или нескольких сторон по отношению ко второй стороне не могут рассматриваться объектом примирительных процедур и разрешения, путем применения процедуры медиации, так как являются характерными чертами бытового насилия. А оно должно пресекаться и наказываться. Мы не можем быть толерантны к бытовому насилию», - подчеркивает спикер.

Кроме того, в ходе онлайн-конференции рассматривались и вопросы правового регулирования медиации в Казахстане. Это позволило бы улучшить как само качество медиации в нашей стране, так и создать для медиаторов комфортные условия работы.

Так, предложено исключить возраст, как необходимое требование и заменить его на квалификационное требование, внедрить магистерские программы по медиации на примере США и ЕС, заменить словосочетание «непрофессиональный медиатор» на «социальный медиатор», расширить обучение конфликтному анализу, которое отсутствует в программах, ввести правило «Кто обучает, то не сертифицирует» и другие.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1877253-mediatory-my-ne-mozem-byt-tolerantny-k-bytovomu-nasiliu.html

Медиаторы: «Мы не можем быть толерантны к бытовому насилию»