KZ

Аскар DGR Ахметов: Будущее за мобильным киберспортом

Профессиональный игрок в PUBG Mobile, чемпион Европы 2020 года в составе команды Konina Power Аскар DGR Ахметов стал гостем серии подкастов Казахстанской федерации киберспорта: прошедший путь от рядового посетителя компьютерного клуба Skynet до менеджера самой на данной успешной казахстанской команды дисциплины PUBG Mobile киберспортсмен считает, что будущее киберспорта – за сражениями на мобильных гаджетах.

Аскар DGR Ахметов: Будущее за мобильным киберспортом
Аскар Ахметов. Фото Казахстанской федерации спорта: UGC

Феномен успешности и привлекательности киберспорта до сих пор объяснялся его доступностью – в отличие от традиционных видов спорта в кибердисциплинах не нужна какая-то особая спецподготовка с раннего детства, достаточно персонального компьютера и подключения к интернету.

Теперь же и внутри самого киберспорта происходит своеобразное «упрощение» - на смену сражениям на персональных компьютерах приходят игры, соревнования по которым могут проходить с обычных смартфонов, которые теперь есть у каждого. И, соответственно, мобильный киберспорт становится более доступным, чем компьютерные баталии на стационарных машинах.

«Сейчас у традиционного киберспорта на вершине классика: Counter-Strike, Dota, Лига Легенд, - говорит DGR. - Если мы их уберем, этих флагманов, то можно увидеть, что мобильные игры если не обгоняют, то на равных идут с традиционными остальными кибердисциплинами. Этому способствует низкий входной порог – покупая игровой персональный компьютер, я плачу 80% за слово «игровой».

Покупая телефон, на котором можно хорошо играть, я покупаю модный аксессуар, производительный телефон, хороший фотоаппарат, я покупаю устройство, которое затрагивает все сферы нашей жизни, которое можно использовать не только для игры, но и для работы: многие мои знакомые работают, не используя компьютер вообще. И даже если ты киберспортсмен, и тебе для игры на телефоне нужны дополнительные устройства, они могут поместиться у тебя в небольшой сумочке», - добавил он.

Самое же главное, мобильные кибердисциплины позволяют играть где угодно – на кухне, на улице, на балконе, в машине. Плюс для того же PUBG Mobile, в отличие от традиционных видов киберспорта, не критичен пинг - время, необходимое запросу для преодоления пути к другому компьютеру и обратно, из-за высоких показателей которого многие киберспортсмены не имеют возможности полноценно тренироваться и участвовать в серьезных турнирах, находясь в Казахстане.

«Безусловно, пинг влияет на PUBG Mobile меньше, чем на команды в том же самом Counter-Strike, поскольку в Counter-Strike микромомент гораздо важнее, чем в PUBG Mobile, - говорит Ахметов. - Наша игра гораздо сложнее, многограннее, чем просто перестрелка между двумя игроками, поэтому пинг имеет меньшее значение, чем в шуттерах. Может быть, еще и тот фактор, что уровень конкуренции в мобильном киберспорте пока пониже, нивелирует недостатки пинга для нас», - не исключает игрок.

При этом спортивная биография самого DGR подтверждает его размышления о том, что мобильный сектор киберспорта сейчас оказывается привлекательнее для многих игроков, нежели традиционные кибердисциплины. В нулевых годах он, по его словам, начинал с игр в компьютерном клубе Skynet, но в соревнования по Counter-Strike и Dota так и не втянулся. А вот PUBG Mobile сумел затянуть его, причем достаточно неожиданно.

«Я купил дочери айпад – и выходит мобильная версия PUBG: я думаю – ну, гляну краем глаза, что это и как в это играть, установил – понравилось сразу, ее неглупые люди придумали: ты только устанавливаешь игру, и тебе дают побеждать в самых первых играх. Ботов подсовывают, и кто-то сразу разворачивается, плюется – неинтересно слишком легко побеждать, - рассказывает Ахметов. - Я играл, появились рейтинги серверные, никакой киберспортивной составляющей на тот момент вообще не было, никаких турниров не было, стримеры создавали небольшие комнаты, куда все желающие могли зайти и играть. В основном вся соревновательная составляющая заключалась в строчке в рейтинге. И я заигрывался в эту игру, у меня появилась цель – я хотел быть на верху», - добавил он.

Удерживаясь на верху европейского индивидуального рейтинга около месяца, Ахметов, тем не менее, признает, что не чувствовал себя топовым игроком. Но после оформления PUBG Mobile в командные соревнования несколько лет назад оказался востребован в ряде довольно сильных казахстанских коллективов, выступая за которые в 2018-19 годах пересекся с одним из сильнейших казахстанских игроков - Нурсултаном «GONZO» Нартбаевым. С которым в итоге создал казахстанский коллектив «Konina Power», ставший в этом году чемпионом Европы после победы в региональном финале PMCO Spring Split 2020.

При этом, признает Ахметов, представителям мобильного киберспорта достаточно сложно найти заинтересованные в продвижении на площадке PUBG Mobile бренды и организации: сама игра еще слишком молода, хотя и обладает уже признанным потенциалом.

«Понятно, что полтора года назад мобильный PUBG как спорт еще не существовал, но сейчас по физике игры мобильный далеко позади оставил свою версию ПК, потому что в нем можно делать многое, что невозможно в ПК, - говорит Ахметов. - Я бы в целом затронул тему феномена PUBG Mobile – эта игра, по-моему, больше других копирует жизнь человека.

У нас с самого начала есть цель, к которой мы движемся, мы добываем амуницию, медикаменты, как и в жизни, мы спасаем и спасаемся, мы обороняем какое-то жилище. Мы перемещаемся на машинах, поэтому человек, который подсознательно испытывает подсознательно потребность в общении, необходимость в эмоциях, ему эта игра подходит. Эта игра более дружелюбна, чем Counter-Strike или Dota», - подчеркивает он.

Одновременно PUBG Mobile чрезвычайно смотрибелен, он захватывает все новую и новую аудиторию, в том числе – и в Казахстане: три крупных турнира по этой дисциплине под эгидой Казахстанской федерации киберспорта и сотового оператора Altel продемонстрировали менее чем за год качественный рост аудитории: финал первого алтеловского турнира в конце 2019 года за три дня собрал 17 тысяч просмотров, два игровых дня финальных состязаний по этой дисциплине в турнире «Аламан» собрали 26 тысяч просмотров, а второй сезон Altel Cyber Games: PUBG Mobile CIS нынешней весной набрал 400 тысяч просмотров, что является качественным ростом и увеличивает привлекательность игры для спонсоров.

Теперь же, в случае удачного выступления Konina Power в Мировой лиге, куда казахстанская команда пробилась через европейский отбор, популярность мобильной дисциплины в стране еще более увеличится.

«Уже 10 июля у нас начнется Мировая лига, западный дивизион, она поделена на два дивизиона, Восток и Запад, Восток – это Азия, Запад – это Северная и Южная Америки, Европа, включая СНГ и Ближний восток, - напоминает Ахметов. – Там играет 20 команд, команды нам, плюс-минус, знакомы, абсолютно новыми соперниками для нас будут только южноамериканцы, с которыми мы не сталкивались до сих пор нигде, вот как раз они очень сильны. Но чтобы мы на кого-то настраивались, думали о ком-то особенно - такого нет, мы фокусируемся только на своей игре, в первую очередь.

Понятно, мы изучаем, кто как в начале игры себя ведет, но мы прекрасно понимаем, что если не будет никаких технических ограничений, то все будет хорошо, если мы будем играть в свою игру. Настрой у команды боевой как всегда, как и на предыдущих турнирах, у нас в команде все ребята имеют спортивный бэк-граунд, не киберспоривный, а именно спортивный, все так или иначе занимались соревновательным спортом, все знают, что такое соперничество, что такое дисциплина и как держать себя в руках. И это дает возможность вести слаженную командную работу», - добавил он.

Ахметов отмечает, что сейчас PUBG Mobile особенно популярен в Южной Америке, но самый большой рост наблюдается в Азии, где производится и большой объем смартфонов: в Китае, Индии и Индонезии проводится критически большое количество турниров для того, чтобы в этой части света сложилась профессиональная сцена.

И уже сейчас интересно было бы посмотреть на противостояние европейской, азиатской и европейской школ в формате планетарного первенства, однако представитель Konina Power сомневается в технической возможности организации мирового чемпионата до окончания пандемии: в режиме онлайн можно устроить состязания двух континентов, но сводить на одной сцене все континенты разом, по его мнению, можно только в офлайн-режиме.

Тем не менее, даже если мировой чемпионат не пройдет в ближайшее время, PUBG Mobile все равно будет набирать обороты и популярность. И, возможно, трансформируется в какую-то новую свою разновидность.

«Рост не остановится, понятно, что мы еще только в начале пути, но у нас уже есть постоянная сцена, - отмечает Ахметов. - Я понимаю, что PUBG Mobile в ближайшие годы точно будет жить, я не вижу предпосылок к тому, чтобы в ближайшие два года что-то произошло с этой игрой, но не исключаю сценария появления нового игрового режима внутри игры, который потом вырастет во что-то автономное, огромное, интересное», - добавляет он.

Такого же мнения придерживается и беседовавший с Ахметовым вице-президент Qazaq Cybersport Federation Евгений Богатырев, который в бытность свою игроком всю карьеру провел за персональным компьютером.

«Я попробовал на телефоне поиграть в PUBG Mobile, но мои руки сказали мне, что я этого сделать не смогу. Но при этом мое личное мнение относительно Казахстана и всего СНГ – лет через 10 все будут играть на телефонах, - говорит Богатырев. - Телефон – это тот сегмент, который будет дальше расти и развиваться.

Единственный, кто будет тормозить этот процесс, это производители компьютеров, которые на них зарабатывают, но за мобильным киберспортом будущее, я в этом уверился, потому что там есть, конечно, куча сырых вещей, включая трансляции, много чего надо будет довести до совершенства, но в общем доступность, относительная дешевизна и меньшая пингозависимость – это то, что откроет мобильному киберспорту двери повсеместно.

Поэтому игрокам и компаниям стоит попробовать это направление, оно очень перспективно, и если в нем хотя бы такой же рост сохранится, у компьютерных видов спорта лет через 5 могут возникнуть проблемы, как бы больно мне не было это признавать, как ПК-шнику», - добавил он.

При этом в Qazaq Cybersport Federation готовы анонсировать еще один турнир по PUBG Mobile, уровнем не меньше, чем ранее проведенные в серии «Alaman» и под зонтиком Altel, только под эгидой другой компании. Между тем, следующий QCF Podcast на youtube будет проведен с бренд-менеджером крупной компании, которая давно работает с крупными СНГ-командами.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1863804-askar-dgr-ahmetov-budusee-za-mobilnym-kibersportom.html