Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

На что направлены изменения в механизме выплат АСП

Опубликовано:

104,2 тыс. семей или 536,8 тыс. человек назначена адресная социальная помощь в новом формате с начала 2020 года. При это количество малообеспеченных многодетных семей, из общего числа получателей АСП составляет 43,2 тысячи или 41,5%. Такими данными с корреспондентом NUR.KZ поделилась руководитель управления департамента по развитию политики социальной помощи министерства труда и социальной защиты населения Асия Курманкулова.

На что направлены изменения в механизме выплат АСП
Фото: pixabay.com: Facebook

Как сообщила представитель министерства, с начала 2020 года скорректирован механизм оказания адресной социальной помощи. Разработан он был в рамках пункта 68 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана». Итак, что же изменилось?

Во-первых, введено пособие для многодетных семей, независимо от их доходов в дифференцированных размерах, от 42 469 до 74 388 тенге, в зависимости от числа детей.

Во-вторых, модернизация действующей ACП которая предусматривает:

- возврат ежеквартального назначения ACП (ранее ACП назначалась на 6 и 12 месяцев), который исключит случаи злоупотребления получателями ACП возможностью скрывать свои доходы;

- размер ACП будет определяться для всех членов семьи, как разница между чертой бедности и среднедушевым доходом;

- усиление требований к трудоспособным получателям ACП, т.е. в случае их отказа от предложенных активных мер содействия занятости, право на получение ACП теряют все члены семьи;

- усиление института участковых комиссий.

В-третьих, введен гарантированный социальный пакет для детей из малообеспеченных семей, в частности обеспечение продуктовыми наборами и наборами бытовой химии; предоставление бесплатного питания по месту обучения, школьной формы и школьными принадлежности, льготного проезда на городском общественном транспорте.

«Исходя из возраста, дети подразделяются на две категории - от 1 до 6 лет и от 6 до 18 лет. Гарантированный пакет для детей в возрасте от 1 до 6 лет состоит из продуктового набора и набора бытовой химии. Продуктовый набор выдается раз в месяц. Состав и объемы продуктов в наборе рекомендованы министерством здравоохранения и сформированы с учетом физиологических особенностей, соотношения пищевой и энергетической ценности и употребления в соответствии с возрастом. Соответственно в зависимости от возраста детей определены два типа продуктового набора - для детей от 1 до 3 лет и детей от 3 до 6 лет. Состав набора товаров бытовой химии для детей определён министерством здравоохранения. Он включает предметы личной гигиены (первой необходимости) для ребенка и предназначен детям от 1 до 6 лет один раз в квартал», - пояснила Асия Курманкулова.

Она также добавила, что гарантированный пакет для детей в возрасте от 6 до 18 лет состоит из 4 частей. Это – одноразовое школьное питание по месту обучения, обеспечение школьной формой, обеспечение школьными принадлежностями и возмещение 50% проезда на городском общественном транспорте. Комплекты школьной формы и школьных принадлежностей сформированы по предложению министерства образования и науки и будут выдаваться школьникам один раз в год перед началом учебного года.

«Виды и объемы помощи, предоставляемой в рамках гарантированного социального пакета, определены постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2019 года № 1032. Доставка продуктовых наборов и наборов товаров бытовой химии обеспечивается местными исполнительными органами через поставщика по адресу места проживания получателей ГСП, указанного в заявлении на назначение адресной социальной помощи. ГСП детям от 6 - 18 лет предоставляется в рамках всеобуча через организации среднего образования», - рассказала представитель ведомства.

Кроме того, изменился порядок работы комиссии. В частности, для повышения эффективности ее деятельности увеличен срок проведения обследования материального положения семьи с трех до семи дней. Предусмотрено определение компетенции для установления критериев определения нуждаемости в ACП, а также дополнены основания отказа в назначении ACП при предоставлении заключения об отсутствии нуждаемости семьи в оказании помощи. Что же касается финансирования, то по республике на выплату адресной социальной помощи из государственного бюджета на 2020 год предусмотрено 149,3 млрд тенге.

«Из республиканского бюджета выделено 102,3 млрд тенге, местных бюджетов - 47,0 млрд тенге. На выплату АСП - 107,4 млрд тенге, из них республиканский бюджет – 80,4 млрд тенге, местный бюджет – 27,0 млрд тенге. На обеспечение ГСП – 41,8 млрд тенге, из них республиканский бюджет – 21,8 млрд тенге, местный бюджет – 20,0 млрд тенге», - разъяснила руководитель управления департамента по развитию политики социальной помощи министерства труда и социальной защиты населения.

Изменения коснулись и порядка распределения, назначения размера АСП. Учитывая то, что при назначении адресной социальной помощи в расчет берется размер среднедушевого дохода претендента, назвать точную сумму нельзя, поскольку размер пособия определяется индивидуально.

«Претендовать на получение адресной социальной помощи могут лишь тот заявитель (семья), чей среднедушевой доход ниже черты бедности. Например, по городу Нур-Султан черта бедности в 1 квартале 2020 года составляет 24 258 тенге. К примеру, примерный расчет АСП на семью, где семья состоит из матери, отца и четверых детей. Допустим, доход от трудовой деятельности составляет 70 000 тенге в месяц. Среднедушевой доход на каждого члена семьи рассчитывается: 70 000 тенге делим на 6 человек = 11 667 тенге. Соответственно, семья подходит под критерии оказания АСП. В данном случае расчет размера АСП для всех членов семьи 24 258 тенге – 11 667 тенге = 12 591 тенге; 12 591 тенге * 6 человек = 75 546 тенге. Итого размер АСП в месяц составит 75 546 тенге, за квартал 226 638 тенге», - сделала примерный расчет Асия Курманкулова.

Все мы помним о недобросовестных получателей АСП в прошлом году. К слову, новый формат был разработан именно для недопущения иждивенчества в стране. Рассказывая о новых механизмах руководитель управления обратила внимание, что при разработке и принятии тех или иных норм права, в частности в социальной сфере, государство проводит свою политику на основе презумпции добросовестности граждан и изучения международного опыта. Поэтому предыдущий формат АСП был основан на изучении международного опыта и был нацелен на обращение граждан, которые действительно нуждаются в оказании им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

«Следует отметить, что на самом деле многие нуждающиеся семьи получили реальную поддержку от государства, половина из которых многодетные, а также некоторые смогли выйти из категории малообеспеченных. С другой стороны, к сожалению, недобросовестность отдельных граждан привели к злоупотреблениям своими правами. Де-факто это выразилось в не исполнении обязательств, предусмотренных в социальном контракте и игнорированию солидарной ответственности за благополучие собственной семьи. В этой связи, с этого года мы перешли на ежеквартальное назначение АСП. Это с одной стороны максимально исключит случаи злоупотребления получателями АСП возможностью скрывать свои доходы. С другой стороны, среднедушевые доходы семьи не всегда меняются только в сторону увеличения, зачастую они могут и уменьшаться (рождение ребенка, потеря работы, утрата социального статуса и др.) и при ежеквартальном обращении за назначением АСП размер назначенной АСП может увеличиться», - заметила руководитель управления департамента.

Также, размер АСП определяется для всех членов семьи, как разница между чертой бедности и среднедушевым доходом. При этом, если трудоспособный член семьи отказывается от предложенных активных мер содействия занятости, то он и все члены его семьи теряют право на АСП. Кроме того, введен новый институт гарантированный социальный пакет в рамках адресной социальной помощи, который минимизирует нецелевое использование бюджетных средств. Если возраст детей младше 6 лет, то дополнительно к денежной помощи предоставляется гарантированный социальный пакет в виде продуктового набора, который предоставляется на ежемесячной основе.

«Состав продуктового набора на ребенка от 1 до 3 лет включает фруктовое пюре, овощное пюре, детскую кашу, кукурузную крупу, овсяные хлопья, детское печенье, детское молоко. Состав продуктового набора на ребенка от 3 до 6 лет включает детское молоко, макароны твердых сортов пшеницы, овсяные хлопья, подсолнечное масло, классический гематоген, молочные подушечки для завтрака, детское печенье, перловые, гречневые, манные крупы, фасованный горох и натуральный мед. Гарантированный социальный пакет также содержит набор товаров бытовой химии, который предоставляется 1 раз в квартал в виде детской зубной пасты, щетки, мыла, шампуни, крема и стирального порошка», - отметила представитель МТСЗН.

Гарантированный пакет для детей в возрасте от 6 до 18 лет состоит из 4 частей. Это - одноразовое школьное питание по месту обучения, обеспечение школьной формой, обеспечение школьными принадлежностями и возмещение 50% проезда на городском общественном транспорте. Кроме того, на сегодняшний день одним из главных условий АСП является то, что трудоспособные члены семьи должны работать и нести ответственность за семью.

«Мы будем в этом помогать, в виде обусловленной денежной выплаты АСП, и максимальным использованием потенциала программы занятости «Еңбек», которая будет ориентирована, приоритетно, на безработных граждан из малообеспеченных семей. Если трудоспособный член семьи отказывается от предложенной работы и мер занятости, то выплата АСП будет прекращаться, не только ему, а всей семье. Социальная защита нуждающихся категорий граждан, основана на одном из принципов развития казахстанской модели социального развития – адресности и эффективности, исключающей иждивенчество», - упомянула Курманкулова.

Адресная социальная помощь является одной из мер выполнения социальных гарантий государством, которая предоставляется физическим лицам с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице. Новые механизмы снижения бедности основаны исключительно на личной инициативе и готовности индивида «вырваться» из порочного круга бедности и включиться в производительный труд. Вместе с тем, для максимального обеспечения трудоспособных граждан работой, с текущего года внесены соответствующие изменения в государственную программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» на 2017- 2021 годы.

«Так, данные изменения предусматривают создание условий для работы на дому, расширения доступа к занятости, самореализации. Для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей с инвалидностью предусмотрено создание социальных рабочих мест на дому. При этом, для обеспечения занятости, открытия семейного бизнеса, роста доходов малообеспеченных или многодетных семей, трудоспособных инвалидов, молодежи предусмотрены меры по предоставлению государственных грантов на реализацию бизнес-идей в размере 200 месячных расчетных показателей на безвозмездной основе. Вышеперечисленные меры направлены на обеспечение занятости безработного населения и будут способствовать недопущению снижения доходов граждан», отметила она.

При этом изменение условий назначения АСП нового формата и ее особенности не ухудшают и не сужают возможности получения материальной поддержки, напротив обеспечен полный охват нуждающихся, рост размеров пособия и активизацию трудового потенциала. Кроме того, согласно законодательству, местные исполнительные органы в пределах своей компетенции вправе также устанавливать за счет соответствующих бюджетов дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан.

К слову, механизм выплат адресной социальной помощи меняли несколько раз, все потому, объясняет Асия Курманкулова, что процесс нормотворчества связан всегда с экономическими возможностями государства. Если экономические возможности позволяют принимать решения по дальнейшему совершенствованию законодательства, то принимаются те или иные нормы, которые увеличивают расходы государства на социальную сферу.

«Мы не можем утверждать, что система социальной помощи усовершенствована и не требует улучшения. Это постоянный процесс. Что касается АСП, то, прежде всего, необходимо понять, что адресная социальная помощь, это не постоянная мера поддержки и не источник дополнительного дохода. АСП это возможность выхода из трудной жизненной ситуации, которую семья или лицо не может самостоятельно преодолеть в настоящий момент», - добавила Асия Курманкулова.

То есть получается, что если семья получила сегодня грант от государства на сумму более 500 тыс. тенге и завтра открыв свое дело не будет зависеть от АСП, то это означает, что цель адресной социальной помощи нового формата достигнута. Но если семья зависит от АСП и не желает менять свое отношение к текущей ситуации, то необходимо применять в отношении данных лиц другие меры, в том числе меры по социальной адаптации в случаях необходимости.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1846567-na-cto-napravleny-izmenenia-v-mehanizme-vyplat-asp/

pixel