KZ

Травма в общественном транспорте: кто за это должен заплатить

Рассказать в Telegram Расcказать Вконтакте

Читатель Нурфин поделился своей историей о травме во время поездки в автобусе и задал вопрос – что в такой ситуации делать и куда обращаться? Журналисты редакции решили выяснить, как следует поступить пострадавшему.

Травма в общественном транспорте: что делать и куда обращаться

Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Согласно Закону Республики Казахстан "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами", все транспортные компании пассажирских перевозок обязаны иметь договор о страховании гражданско-правовой ответственности (ГПО) перевозчика перед пассажирами.

Объектом данного страхования является имущественный интерес перевозчика, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством, возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров при их перевозке.

В рамках договора страхования нужно знать, кто кем является по юридическому определению:

  • потерпевший – пассажир, которому был нанесен вред (в том числе и имущественный) при осуществлении перевозки;
  • пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки с перевозчиком в устной или письменной форме;
  • имущество пассажира – багаж и перевозимая с собой ручная кладь, за причинение вреда которым при перевозке отвечает перевозчик;
  • выгодоприобретатель – получатель страховой выплаты.

Важно знать, что страховым случаем считается причиненный жизни и здоровью потерпевшего вред, он включает в себя материальное выражение вреда, связанного с его смертью, временной или постоянной утратой трудоспособности. Этот вред должен иметь оценку в соответствующих инстанциях.

Травма в общественном транспорте: что делать и куда обращаться

Иллюстративное фото: pixabay.com

Что надо делать, если наступил страховой случай

  • Сообщить страховой компании и перевозчику о наступлении страхового случая, предъявить им в письменной форме требование с документами, необходимыми для получения страховой выплаты. Это может сделать и компания-перевозчик, но потерпевший вправе сделать это самостоятельно;
  • зафиксировать факт причинения вреда, вызвав соответствующие органы (скорую, полицию).

Что из документов необходимо собрать

  • Документ, подтверждающий факт наступления страхового случая и размер вреда, причиненного потерпевшему;
  • акт о страховом случае, составленный перевозчиком. Необходимо потребовать его составление, так как это обязанность перевозчика;
  • проездной билет (или копия ведомости продажи билетов или корешка билета, заверенная перевозчиком), или свидетельские показания;
  • медицинские справки о травме и временной нетрудоспособности или об установлении инвалидности, если есть вред здоровью;
  • в случае смерти – нотариально удостоверенная копия свидетельства;
  • перечень утраченного, недостающего или поврежденного имущества потерпевшего.
Травма в общественном транспорте: что делать и куда обращаться

Иллюстративное фото: freepik.com

Сколько возместят за причинение вреда

Предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю (страховая сумма) должен быть указан раздельно в договоре и составлять не менее следующих размеров (в месячных расчетных показателях):

  • за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего и повлекший, гибель – 5 000 МРП или 13 255 000‬ тенге;
  • установление инвалидности:

I группа – 5 000 МРП или 13 255 000‬ тенге,

II группа – 3 500 МРП или 9 278 500 тенге,

III группа – 2 500 МРП или 6 627 500 тенге;

ребенок-инвалид – 5 000 МРП или 13 255 000 тенге;

  • увечье, травму или вред здоровью (без инвалидности) – в размере фактических расходов на лечение, но не более 200 МРП или 530 200 тенге;
  • за вред имуществу каждого потерпевшего – в размере причиненного вреда, но не более 250 МРП или 662 750‬ тенге.

Страховая выплата за вред жизни и здоровью пассажира, причиненный в период перевозки, подлежит возмещению независимо от вины перевозчика – 2 пункт статьи 20 закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами".

ВАЖНО! Неуведомление или несвоевременное уведомление страховой компании о наступлении страхового случая может стать основанием отказа в выплате, если только не было доказуемых объективных причин к замедлению.

Перевозчик не позднее трех рабочих дней после известия его о страховом случае обязан сообщить об этом страховой компании, поэтому необходимо и самому контролировать процесс и связываться с обеими сторонами.

Страхование гражданско-правовой ответственности – явление нередкое в страховании, и может относиться к туристической страховке, автомобильной и при страховании недвижимости.

Были ли у вас подобные ситуации? Поделитесь мнением в комментариях, или расскажите об этом анонимно: nurfin@corp.nur.kz

Travel Card от Jýsan Bank

Новости Казахстана
Травма в общественном транспорте: кто за это должен заплатить
Mailfire view pixel