KZ
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Расcказать Вконтакте

По запросу — «как составить бизнес план» — Google выдает 7,8 млн результатов. Это означает, что существует огромное количество информации, в которой легко потеряться. Расскажем подробнее о том, что такое бизнес-план, зачем он нужен и как написать бизнес-план так, чтобы потенциальный инвестор не только дочитал его до конца, но и согласился на сотрудничество.

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Фото: pxhere.com

Что такое бизнес-план

Бизнес-план — это документ, который детально описывает все нюансы ведения бизнеса — от получения сырья до распределения прибыли. Из него можно узнать, общие сведения о бизнесе, его основателях и работниках, партнерах и клиентах, финансовых потоках и затратах.

Знания о том, как составлять бизнес-план, относятся к базовым и преподаются во всех бизнес-школах мира. Без этого документа трудно представить подписание договора с инвестором или получение кредита для ведения бизнеса в банке.

Именно поэтому запросы — «бизнес план готовый», «бизнес план скачать» и «бизнес план как составить» — находятся в топе поисковых систем.

Бизнес-план также рассматривают как инструмент принятия решений. Различают внешне и внутренне ориентированные типы бизнес-планов. Первые содержат подробную информацию о команде, ее идее и целях и необходимы для получения внешнего финансирования.

Внутренние бизнес-планы описывают задачи фирмы или предприятия на определенные промежутки времени. Их составляют, как правило, чтобы понять, в каком направлении должен развиваться бизнес, каковы стратегические цели организации и задачи ее отдельных структурных подразделений.

Скептики уверены, что готовый бизнес-план не является гарантией того, что бизнес-проект будет успешен, а среди победителей студенческих конкурсов по составлению подобных документов лишь незначительный процент после окончания обучения открывали собственный бизнес.

Сторонники идеи убеждены, что составление бизнес-плана поможет избежать многих проблем и детальнее понять бизнес-процессы в компании. Документ не дает стопроцентной гарантии успеха, и метод проб и ошибок — единственный способ вести бизнес, но планирование придает деятельности уверенности.

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Фото: pxhere.com

Как написать бизнес-план самостоятельно и что для этого необходимо

Начинающие бизнесмены и те, кто лишь мечтает создать собственное дело, вводят в поисковых системах запросы, «как составить бизнес план пример», «шаблон бизнес плана», «пример бизнес плана» и подобные, поскольку не понимают, что бизнес-планирование — это инструмент, который уникален для каждого бизнеса. Хотя если вводите в строку поиска — бизнес план скачать, то можно воспользоваться и образцами.

Чтобы найти ответ на вопрос, как написать бизнес-план самостоятельно, необходимо не искать шаблоны или готовые решения, а понять принцип составления документа. Лишь после этого стоит знакомиться с образцами, чтобы взять из них лучшее и избежать опасности слепого копирования без понимания содержимого.

Документ должен отразить три ключевых фактора:

  1. Осознание дееспособности бизнесмена, то есть ответить на вопрос, какими ресурсами и знаниями он обладает для ведения бизнеса.
  2. Четкое представление о конечной цели, то есть ответить на вопрос, к каким результатам бизнесмен планирует прийти.
  3. Описание последовательности действий для достижения цели, то есть описание пути, который необходимо пройти, чтобы оказаться в запланированной точке.

Запись бизнес-плана, несмотря на мнения скептиков, важна. Она позволяет бизнесмену:

  1. Четко структурировать собственные мысли и понять степень проработанности бизнес-идеи. Лишь изложив ее на бумаге, можно осознать, насколько она дееспособна и каковы ее слабые стороны.
  2. Упростить восприятие идеи теми, кто с ней не знаком, но может поддержать инвестициями.

При написании бизнес-плана эксперты советуют помнить о лаконичности и излагать идеи кратко, по пунктам. Также стоит понимать, что документ будут читать люди, не знакомые с тонкостями технологий и производственных процессов. Поэтому текст должен быть написан просто, на языке, понятном потенциальным инвесторам, не быть перегружен жаргонизмами и профессиональными терминами.

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Фото: pxhere.com

Читайте также: Как начать работать на себя дома

Как составлять бизнес-план, чтобы он был информативным

Существует несколько методик составления бизнес-плана. Они имеют незначительные различия в зависимости от сферы бизнеса и направления (товары или услуги). Поэтому среди ответов на вопрос, как правильно составить бизнес-план, можно найти множество однотипных советов.

Бизнес-план — это документ с множеством пунктов. Иногда их последовательность диктуется инвестором, например при проведении конкурса стартапов, а в иных случаях остается на выбор составителя.

Чтобы сделать документ максимально информативным, эксперты рекомендуют перед написанием ответить на ряд вопросов на отдельной странице. Они станут основой для составления многостраничного документа.

Вот перечень важных вопросов, которые следует осветить:

  • Кто является клиентом?

Важно знать не только демографические характеристики целевой аудитории, но и ее предпочтения, а также ответить на вопрос, является ли она однородной или в ее составе можно выделить более мелкие группы.

  • Какова модель взаимоотношения с существующими и потенциальными клиентами?

Здесь стоит понять, какой тип отношений желает видеть каждая из групп целевой аудитории. Также следует описать, какие отношения уже установлены с аудиторией и по каким каналам потенциальные клиенты узнают о предлагаемом товаре или услуге, а также как различные типы отношений с группами целевой аудитории интегрированы в бизнес-модель.

  • Каковы каналы сбыта?

Следует описать «путь клиента», то есть его действия от получения первой информации до контакта, совершения покупки и отношений после того, как он заплатил деньги.

  • В чем суть предложения?

Описание уникальности собственного товара или услуги нередко является проблемой не только для начинающих, но и опытных бизнесменов.

Проблема состоит в том, что многие оценивают предложение исходя из собственных вложенных усилий, а не пользы, получаемой клиентом. Поэтому любой из многочисленных методов составления документа предполагает описание того, какую проблему решает товар или услуга и в чем ценность этого решения по сравнению с другими, существующими на рынке.

  • Каковы виды деятельности нужны для осуществления бизнеса?

План должен описать, как осуществляется сбыт, строятся взаимоотношения с клиентом, являются ли они разовыми или долгосрочными, а также как поступают доходы от деятельности бизнеса и из чего они состоят.

  • Каковы ключевые ресурсы для осуществления бизнеса?

При ответе на вопрос эксперты рекомендуют описать, что необходимо для того, чтобы товар попал к клиенту.

  • Кто партнеры?

Отвечая на этот вопрос, следует указать, кто поставляет ресурсы и помогает реализовать предложение.

  • Какова структура издержек?

Любой бизнес — это не только доходы, но и затраты. В плане следует описать, какие виды деятельности являются затратными и на что уходит большая часть расходов. Иными словами, рассказать, какова цена самого дорогого ресурса.

  • Какова структура доходов?

Ответ на вопрос должен содержать информацию о том, как поступают денежные потоки и каковы размеры каждого из них.

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Фото: needpix.com

Бизнес-план: как составить самостоятельно по инструкции

Разработка бизнес-плана — это кропотливый процесс, требующий умения анализировать, обрабатывать и излагать информацию.

Структура бизнес-плана состоит из ряда пунктов:

  • Аннотация.

Содержит ответ на вопрос о том, что можно прочесть в бизнес-плане. Иными словами, это краткое (до одной страницы) описание самого документа.

  • Резюме.

Краткое описание бизнес-процессов и их результатов, о которых детально рассказано в тексте (от одной до трех страниц). Писать его советуют лишь после того, как составлены все остальные разделы бизнес-плана.

Текст резюме должен быть максимально лаконичным, простым, но при этом информативным, поскольку на него в первую очередь обращает внимание инвестор. Если его заинтересовало резюме, он поручит своим сотрудниками детально оценить весь документ.

  • Бизнес-план.

Текст объемом до 60 страниц должен содержать:

  1. Описание целей и стратегических задач, продукта или услуги.
  2. Анализ рынка.
  3. Маркетинговый план продвижения товара или услуги (ценообразование, схема распространения и методы стимулирования продаж).
  4. План производства, описание потенциала команды, объемы необходимых для ведения бизнеса ресурсов.
  5. Финансовый план получения прибыли и анализ возможных рисков.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Фото: pxhere.com

Бизнес-план — документ со сложной структурой, который дает представление о том, как должен развиваться бизнес. Если вы знаете основы, написать документ не составит труда.

Читайте также: С чего начать бизнес: советы и действия

Новости Казахстана
Mailfire view pixel