KZ
Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Расcказать Вконтакте

Говард Лавкрафт признан одним из наиболее влиятельных авторов ХХ века, создававших произведения в жанре хоррор, фэнтези, научная фантастика. Он прожил 46 лет, умер в нищете и получил признание лишь после смерти. По его произведениям снято полтора десятка художественных фильмов. Расскажем о них подробнее.

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Фото: flickr.com

Говард Филлипс Лавкрафт — американский писатель, оказавший существенное влияние на появление жанра литературных ужасов и странной фантастики. В его честь назван целый поджанр литературы — лавкрафтовские ужасы. В нем источником страха выступают не монстры и сверхъестественные существа, а психологический страх неизведанного.

Вот лучшие экранизации Лавкрафта:

«Зов Ктулху» (2005)

Среди множества произведений, которые написал Говард Лавкрафт, «Зов Ктулху» — одно из самых известных. Интересно, что сам писатель оценивал рассказ как средний. Он был написан в 1917 году и издан спустя девять лет. Лавкрафт получил за него гонорар в $165. Со временем произведение приобрело статус культового, а Ктулху стал интернет-мемом.

Фильмы по Лавкрафту интересны попытками перенести ужас из книг на экран. В 2005 году поклонники писателя сняли 47-минутный фильм по книге «Зову Ктулху». Картина была стилизована под немое кино 1920-х. Ее создание обошлось в $50 тыс. Критики сочли, что фильм максимально точно передает атмосферу рассказа. Его рейтинг на Rotten Tomatoes 100%.

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Кадр из фильма «Зов Ктулху»

«Цвет из иных миров» (2019)

Лавкрафт, книги которого рассказывают о разнообразных ужасах, в 1927 году написал рассказ об угрозе цивилизации из космоса. Он интересен тем, что события происходят неподалеку от вымышленного города Аркхем. Его название известно любителям комиксов о Бэтмене. Так называлась психиатрическая лечебница Готэма, куда супергерой отправлял своих противников. Критики полагают, что учреждение в комиксах названо под влиянием рассказов Говарда Лавкрафта.

«Цвет иных миров» (2019) — пятая экранизация рассказа. Первая, под названием «Умри, монстр, умри», вышла в 1965 году. Снял фильм Ричард Стэнли. Зрителям он известен как сценарист фильма «Остров доктора Моро» (1996). Роль главного героя исполнил Николас Кейдж. Премьера картины состоялась в сентябре 2019 года на кинофестивале в Торонто.

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Кадр из фильма «Цвет из иных миров»

«Реаниматор» (1985)

Лучшие книги Лавкрафта вдохновляли на создание необычных фильмов. Режиссер Стюарт Гордон был поклонником писателя и в поисках рассказа «Герберт Уэст — реаниматор» (1922) вынужден был обратиться в Публичную библиотеку Чикаго, поскольку нигде не мог найти произведение.

Книги Говарда Лавкрафта вдохновляли на появление различных направлений фильмов-ужасов. Рассказ «Герберт Уэст — реаниматор» интересен тем, что в нем есть одно из первых упоминаний зомби — злобных воскресших мертвецов.

Продюсером фильма был Брайан Юзна. Впоследствии он участвовал в создании продолжений «Невеста реаниматора» (1990) и «Возвращение реаниматора» (2003), а также продюсировал еще две картины по экранизациям Лавкрафта — «Дагон» (2001) и «Книга мертвых» (1993).

Сюжет фильма раскрывает одну из любимых лавкрафтовских тем — последствий обращения ученых к запретным знаниям.

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Кадр из фильма «Реаниматор»

«Извне» (1986)

Фильм по Лавкрафту, снятый режиссером «Реаниматора» (1985) Стюартом Гордоном. Последний задумал создать серию фильмов по произведениям писателя с одним и тем же кастом.

Продюсером новой экранизации снова был Брайан Юзна. Ради экономии средств съемки проходили в Италии, но это не спасло фильм. По словам Юзны, средства закончились еще до того, как съемочная группа приступила к созданию спецэффектов.

Картина запомнилась поклонникам необычным адресом дома, в котором происходили события, — 666 Benevolent street. Число дьявола сочеталось со словом benevolent, которое с английского переводится как ‘доброжелательный’.

В основу сценария лег семистраничный рассказ Лавкрафта «Из глубин мироздания» (1934), в котором писатель исследовал любимую тему краха, вызванного научными знаниями. Сюжет рассказывал об ученых, создавших медицинский аппарат, работа которого открыла двери в иное измерение.

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Кадр из фильма «Извне»

«Шепчущий в темноте» (2011)

Говард Лавкрафт, книги которого не приносили стабильного дохода, за повесть «Шепчущий в темноте» (1931) получил самый большой гонорар в своей писательской карьере — $350. События произведения вновь происходили в Аркхеме и имели немало параллелей с «Зовом Ктулху» (1926). Герои фильма, как и персонажи Лавкрафта в повести, пытались открыть проход между Землей и вымышленной планетой Юггот.

Если экранизация «Зова Ктулху» (2005) была стилизована под немые картины 1920-х, то «Шепчущего в темноте» режиссер и продюсер Шон Брэнни стилизовал под классические фильмы ужасов 1930-х, использовав технологию «старения» изображения мифоскоп, при помощи которой был создан фильм 2005 года. Как и «Зов Ктулху», картина была независимой и создавалась на деньги поклонников творчества писателя.

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Кадр из фильма «Шепчущий в темноте»

Читайте также: Топ самых страшных фильмов ужасов: подборка десятилетия

«Воскресший» (1991)

Экранизация Лавкрафта, созданная режиссером фильма «Возвращение живых мертвецов» (1985) Дэном О’Бэнноном. Это вторая и последняя на сегодня его режиссерская работа. Дэн получил известность как автор сценариев фильмов-ужасов «Чужой» (1979) и «Жизненная сила» (1985). По воспоминаниям жены О’Бэннона Дианы, фильм был перемонтирован без участия режиссера и лишен юмора, который Дэн пытался привнести в картину. Тем не менее некоторые критики назвали фильм одной из лучших экранизаций Лавкрафта. У картины не было премьеры, ее выпустили сразу на DVD.

В основе сюжета роман писателя под названием «Случай Чарльза Декстера Варда», выпущенный в 1941 году. Лавкрафт написал роман в конце 1920-х, но остался недоволен произведением.

Фильм «Воскресший» — вторая экранизация романа на большом экране. Первой была картина «Заколдованный замок» (1963) режиссера Роджера Кормана.

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Кадр из фильма «Воскресший»

«Книга мертвых» (2005)

Фильм-антология, состоящий из нескольких частей и вдохновленный тремя произведениями Лавкрафта: рассказами «Крысы в стенах» (1924) и «Холод» (1926), а также повестью «Шепчущий во тьме» (1931) и эссе «История Некрономикона» (1938).

Постановку осуществляли режиссеры из трех стран:

  1. Японец Сюсукэ Канэко, известный на родине как постановщик фильмов о монстрах кайдзю. В 2006 году он стал известен по всему миру, сняв «Тетрадь смерти». Канэко поставил эпизод «Холод». Во время работы не говорил по-английски.
  2. Для француза Кристофа Гана работа над лентой стала дебютом в большом кино. В 2006 году он поставил «Сайлент Хилл». Ган снимал эпизод «Утопленница».
  3. Американец Брайан Юзна снял пролог, эпилог и эпизод «Шорохи».

Говард Лавкрафт, фильмы по произведениям которого неоднократно создавал Юзна, появился в прологе и эпилоге как персонаж.

Интересно, что книга мертвых «Некрономикон», придуманная Лавкрафтом, ранее появлялась в известном ужастике Сэма Рейми «Зловещие мертвецы» (1981).

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Кадр из фильма «Книга мертвых»

«Дагон» (2001)

Лавкрафт, экранизации которого создавал режиссер Стюарт Гордон, написал повесть «Тень над Иннуитом» в 1931 году, а издал пять лет спустя. Гордон и сценарист Дэннис Паоли написали сценарий в 1985 году и полтора десятилетия пытались заинтересовать студии.

Продюсеры крупных кинокомпаний советовали заменить полулюдей-полурыб на оборотней или вампиров. В результате производство картины пришлось перенести в Испанию. Большинство сцен фильма сняты на ручную камеру. Премьера лент состоялась в Европе. Американские зрители смогли увидеть фильм лишь на DVD.

Сюжет раскрывает одну из любимых лавкрафтовских тем — влияние мифологических существ на людей.

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Кадр из фильма «Дагон»

«Урод в замке» (1995)

Фильм снят по одному из наиболее популярных рассказов Лавкрафта «Изгой» (1926). Режиссер Стюарт Гордон во время встречи с продюсером Чарльзом Бэндом увидел на стене офиса плакат с надписью «Урод в замке», изображавшем прикованного цепями мужчину с внешностью Квазимодо, и женщину, которая его била.

Гордон поинтересовался, что значит плакат. Бэнд ответил, что это лишь концепция, к которой у него нет сценария, и режиссер волен ею воспользоваться. Так появилась идея фильма.

Бюджет фильма составил $500 тыс. Из-за проблем студии Full Moon Entertainment с Paramount картина не вышла в прокат и была выпущена на DVD.

Говард Лавкрафт: лучшие экранизации произведений американского классика

Кадр из фильма «Урод в замке»

Произведения Лавкрафта вдохновляли многих режиссеров на создание фильмов ужасов. Любимые темы писателя: суеверия, запретные знания и неэтичные научные эксперименты, а также угроза со стороны пришельцев и мифологических существ — пользовались популярностью у создателей фильмов ужасов в ХХ и XXI веках.

Читайте также: Ужасы: топ-10 страшных хорроров в мире

Новости Казахстана
Mailfire view pixel