KZ

Арман Шаккалиев: Стандарт – уровень доверия и ответственности

Рассказать в Telegram Расcказать Вконтакте

Международное сообщество 14 октября празднует Всемирный день стандартов. Стоит отметить, что в этом году в данной отрасли в Казахстане произошли ряд изменений.

Арман Шаккалиев: Стандарт – уровень доверия и ответственности

Арман Шаккалиев. Фото: пресс-служба министерства торговли и интеграции РК

В мае 2014 года в Астане по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета состоялось торжественное подписание договора ЕЭС главами Беларуси, Казахстана и Российской Федерации. О том, какая работа была проведена в рамках документа, а также о новшествах в сфере технического регулирования, вступления в силу Закона «О стандартизации» и образовании министерства торговли и интеграции РК, в интервью корреспонденту NUR.KZ рассказал руководитель комитета технического регулирования и метрологии Арман Шаккалиев.

Арман Абаевич, прошло уже пять лет с момента заключения договора, чего за это время достигли страны-участницы? Что удалось успешно реализовать? Каковы ближайшие перспективы развития?

- Одна из главных целей евразийской интеграции – объединение возможностей каждой страны ЕАЭС для совместной модернизации, роста экономики и ее конкурентоспособности, благосостояния граждан. Для реализации принципа свободы товаров в договоре в области технического регулирования закреплен принцип отсутствия избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности и установление таких обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, которые бы обеспечивали безопасность единого рынка. Под единое регулирование в союзе подпадает 80% обращаемой продукции. На сегодня уже утверждены 48 технических регламентов Таможенного и Евразийского экономического союза, из которых 42 – в действии. К примеру, на территории союза действуют единые требования безопасности к пищевой продукции, железнодорожному транспорту, мебельной продукции, колесным транспортным средствам, автомобильным дорогам, табачной продукции, аттракционам. В государствах – членах ЕАЭС нет никаких обеспеченных законом требований в отношении товаров, не включенных в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Названный перечень включает в себя 66 объектов технического регулирования, и сформирован с учетом международного опыта.

С какими проблемами до сих пор приходится сталкиваться?

- Наша общая миссия – создать полноценный общий рынок продукции. Но, как показывает практика, имеют место проблемные вопросы, затормаживающие скорость интеграционных процессов, возникают так называемые «серые зоны», которые на сегодняшний день ощущаются еще более остро. Как примеры, могу привести многочисленные различия национальных систем регулирования и допуска продукции на рынок, стремление государств-членов союза сохранить возможность «закрытия» своих рынков от продукции партнеров, есть трудности, связанные с санитарными и ветеринарными требованиями. В условиях единого рынка товаров, мы понимаем важность принятия системных мер по удалению с рынка недобросовестных субъектов. Уже скоро заработают разработанные совместными усилиями соглашения по общей безопасности продукции, а также о принципах и подходах осуществления госконтроля. Я считаю, что мы максимально заложили в них важные базовые подходы. Все мы понимаем, что немаловажным, в вопросе эффективного государственного контроля является реализация на национальном уровне всех информационных процессов, это позволит нам более оперативно обмениваться данными в «онлайн» режиме и реагировать по выявленным фактам небезопасной продукции. Для полноценной прослеживаемости обращаемой продукции на общем рынке союза, важно наладить и определить эффективный формат взаимодействия с таможенными органами. Настала пора приступить к принятию мер по обеспечению сопоставимости результатов испытаний путем стандартизации ведомственных методик выполнения измерений. Проблема недостаточной обеспеченности технических регламентов ГОСТ еще полностью не решена, мы пользуемся техрегламентами, где до сих присутствуют ведомственные документы, к примеру «О безопасности пищевой продукции» включено 687 документов. Блок стандартизации требует системной ревизии всего фонда ГОСТ, которая позволит определить устаревшие и невостребованные ГОСТ, и даст возможность перехода к опережающей стандартизации для обеспечения высокой конкурентоспособности продукции на международных рынках. Целесообразно осуществлять работу по выявлению возможных новых направлений, для которых необходимо внедрение единого обязательного технического регулирования на пространстве союза. Учитывая, что в сферу обязательного регулирования в рамках союза входит исключительно продукция, которая включена в единый перечень, то по итогам данной работы единый перечень продукции может быть дополнен новыми сферами регулирования. Немаловажно обеспечить полное взаимное доверие государств-членов к результатам оценки соответствия и достичь сопоставимости результатов испытаний и их прослеживаемости, обеспечить внедрение оценки соответствия на основе анализа рисков. В этой связи, очевидно и внедрение на наднациональном уровне нотификации сертификационных органов, определив особо рисковые области с точки зрения обеспечения достоверности процедур оценки соответствия.

Что учитывалось при разработке проектов технических регламентов союза?

– Думаю, на общем фоне стоит выделить такие этапы разработки и принятия, как одновременная разработка и согласование самого проекта технических регламентов союза и перечня взаимосвязанных с ним стандартов. Подчеркну, что всему процессу придавался публичный формат, с предлагаемыми перечнями стандартов можно ознакомиться на соответствующих интернет-ресурсах. К тому же, представители уполномоченных органов, бизнеса, профильных технических комитетов по стандартизации участвовали в рабочей группе на всех этапах разработки. При этом основным инструментом реализации технических регламентов является стандарт, и с начала функционирования союза действуют перечни стандартов к техническим регламентам, содержащие более 12 тыс. стандартов. Стандарты принимаются при отсутствии серьезных возражений у большинства заинтересованных сторон, то есть при общем согласии. Достичь консенсуса помогает процедура, при которой учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимаются во внимание все критические замечания, участвующие стороны равноправны. Конечно, есть вопросы, которые сегодня требуют общих решений. Мы над этим постоянно работаем, формируя единую позицию республики совместно с заинтересованными сторонами. Например, сейчас обсуждается проект ТР ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» по целесообразности разработки единых строительных норм и правил, а также внесения изменений в технический регламент таможенного союза «О безопасности игрушек» в части установления требований психолого-педагогической безопасности игрушек.

Новый Закон Республики Казахстан «О стандартизации» и сопутствующий «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации» вступил в силу 11 апреля текущего года. В настоящее время идет переориентация бизнеса на новые требования законодательства. Как именно и каковы здесь ориентиры?

– Закон РК «О стандартизации» предусматривает усиление роли стандартизации в техническом переоснащении и модернизации производства. Однозначно, он способствует внедрению инновационных технологий в промышленности. Глава государства в Послании народу Казахстана подчеркнул важность поддержки отечественного обрабатывающего сектора и отметил, что экспортно ориентированная индустриализация должна стать центром экономической политики. Поэтому особое значение в рамках Закона РК «О стандартизации» имеет планирование и разработка стандартов, которые должны разрабатываться, отталкиваясь от реальных потребностей бизнеса. Стандарты – это инструмент, который помогает внедрять модернизированные технологические процессы в экономику страны. Именно поэтому казахстанский бизнес должен инициировать разработку стандартов. Государство, в свою очередь, окажет поддержку. К тому же, отечественные производители должны принимать непосредственное участие в процессе планирования и разработки востребованных стандартов. Вместе с тем, закон позволяет применять на территории страны международные нормативные документы: стоит только их принять в качестве национальных и межгосударственных. Отмечу, что межгосударственный стандарт, за который Республика Казахстан не проголосовала и не присоединилась к нему, не может напрямую применяться на территории республики. Так как требования по введению в действие для межгосударственных стандартов, несмотря на то, что они разработаны на основе международного регионального стандарта или нет, определены в основополагающем стандарте. То есть, введение в действие данных стандартов должно проводиться в соответствии с процедурами, указанными в основополагающем стандарте. Также существует возможность прямого применения международных нормативных документов на языке оригинала при проектировании, строительстве, реконструкции, проведении технического перевооружения, расширения, капитального ремонта и эксплуатации промпредприятий на территории специальных экономических зон, а также включенных в республиканскую карту индустриализации. Выгоды для бизнеса очевидны: снимаются технические барьеры в торговле с другими странами, международные стандарты применяются на языке оригинала, они ускоренно имплементируются в процесс внедрения новых технологий, растет конкурентоспособность производителей.

Как на данном этапе выглядит национальная система стандартизации? Как развиваются отношения в связке «государство – бизнес – потребитель» и что получает потребитель?

– В принципе национальная система стандартизации должна отвечать основным направлениям социально-экономического развития страны и стратегическим государственным решениям. Поэтому в Законе РК «О стандартизации» особая роль отведена техническим комитетам по стандартизации: они стали важнейшим звеном в достижении консенсуса между государством, бизнесом и потребителем. Обязательно профессиональное обсуждение стандартов, которое следует проводить с техническими экспертами конкретных отраслей экономики. Процедура обсуждения стандартов должна быть сконцентрирована именно в технических комитетах – на площадке для обсуждения и принятия решений, где обеспечивается участие неограниченного количества компаний, то есть присутствуют все заинтересованные стороны от производителя до государственного органа и конечного потребителя продукции. Разработку стандартов координирует единый оператор – национальный орган по стандартизации. Деятельность его направлена на осуществление механизма согласованного взаимодействия государства, бизнеса и потребителей с целью создания условий для развития конкурентоспособной отечественной продукции, обеспечения национальной безопасности. Он непосредственно задействован при разработке стандартов, по итогам анализа стандартов выявляет относительно избыточные требования и возможности установления дополнительных норм, ориентированных на отечественных производителей. А выполняемый этой организацией мониторинг позволит определить, какие из действующих национальных стандартов применяются отечественными предприятиями. Как видите, роль каждого участника соответствует его заинтересованности. Для потребителя – это качество, безопасность, экономичность. Для государства – безопасность, социальное развитие. Для бизнеса – эффективное производство, импортозамещение и устойчивое развитие. На выходе потребитель получает качественные, востребованные стандарты, в которых учтены интересы субъектов национальной системы стандартизации. Итог: стандарты, создающие возможность конкурировать и вызывать доверие на внутреннем и внешнем рынках.

В рамках реализации задач государственная программа индустриально-инновационного развития предполагает определение стандартов под каждую товарную группу. Как будут применяться стандарты на практике?

– Если обратиться к Посланию Главы Республики Казахстан, то в нем сказано о необходимости государственной поддержки предприятий в освоении ими широкой номенклатуры товаров народного потребления. То есть, речь идет о развитии «экономики простых вещей», что позволит укрепить национальную безопасность, преодолев зависимость от импорта самых простых вещей. С этой целью готовится к реализации государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, рассчитанная на 5 лет в период с 2020 по 2025 годы. Смотрите сами: реформы, формирующие качественный бизнес-климат, движутся с запланированной скоростью, и Казахстан последовательно улучшает условия ведения бизнеса. Мы уже готовы для определения эффективности действующих мер господдержки через ориентацию на высокое качество в рамках формирования ГПИИР-3 выявлять нужные стандарты под каждую товарную группу. Сегодня на внутреннем рынке многие товары реализуются через закупки государственного и квазигосударственного секторов. В едином номенклатурном справочнике товаров, работ и услуг содержится более 55 тыс. наименований. Согласно поправкам, в Закон «О государственных закупках», при формировании технических спецификаций должны указываться национальные стандарты, а в случае их отсутствия – межгосударственные стандарты на закупаемые товары, работы, услуги. Совместно с палатой предпринимателей «Атамекен» и единым оператором электронных закупок «Самұрық-Қазына Контракт» определен топ-20 наиболее закупаемых товаров в рамках государственных и квазигосударственных закупок. Мы анализируем обеспеченность стандартами государственных и квазигосударственных закупок и стандартами продукции, востребованной отечественными производителями. Отмечу, что межгосударственные и национальные стандарты воспринимаются, как гарантия безопасности и качества. Они внушают доверие при выборе той или иной продукции. Их утверждают уполномоченные органы. Чувствуете разницу? Ко всему, если к закупкам вдруг по какой-то причине начнут применяться частные стандарты, то это своего рода лоббирование чьих-то интересов. Это недопустимо. Зато применение национальных либо межгосударственных стандартов, доступных всем производителям, – однозначный признак открытости, прозрачности и доверия.

В конце июня состоялось 55-ое заседание межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Одним из ключевых моментов, рассмотренных на нем, является принятие видения развития межгосударственного совета на период до 2030 года. К слову, председателем которого были избраны Вы, Арман Абаевич.

- Да, здесь необходимо отметить, что в принятом видении развития на период до 2030 года было отмечено, что в современных экономических условиях межгосударственный совет является эффективной площадкой для экономического сотрудничества и научно-технической интеграции между его государствами–участниками. Условием гармонизации и развития кооперации по закрепленным за МГС направлениям сотрудничества является соответствие международно-признанным правилам и нормам. На заседании межгосударственного совета было отмечено, что дальнейшее проведение согласованной технической политики, определяющей устойчивое повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг, развитие взаимной торговли, укрепление сотрудничества в технической и экономической сферах государств – участников СНГ должно быть сфокусировано, в первую очередь, на модернизации структуры МГС. Особое внимание хочу обратить на уникальность структуры межгосударственного совета, поскольку это единственная в мире организация, включающая в себя элементы инфраструктуры качества: техническое регулирование, стандартизацию, метрологию, оценку соответствия, аккредитацию, государственный контроль и является «целиной», на которой работает большое количество квалифицированных специалистов, осуществляется обмен мнениями. Сегодня мы живем в непростых условиях противостояния крупных мировых экономик. Известно, что ежегодно вводится более 200 защитных мер, которые, в свою очередь, сказываются на взаимной торговле. В условиях борьбы за лучший доступ к рынку важно понимать, что не нужно использовать стандартизацию как инструмент борьбы, как возможность установления «замков» – наоборот, она должна быть использована для обеспечения инфраструктурной и логистической стыковки. Цели межгосударственного совета в этих непростых условиях нужно рассматривать не как проблемы существования, а как вызовы и возможности. Сегодня нам не нужны однотипные решения. Необходимо понимать, что структурированный диалог предполагает пересмотр функционала и уровень принятия решений, усиление аналитических функций бюро по стандартам МГС. Акцент в стандартизации нужно переносить с административного сегмента на работу национальных органов по стандартизации. Все это требует значительных усилий от всех государств–участников. Однако понимание и желание работать есть. И это очень важно. С учетом необходимых изменений на 55-ом заседании межгосударственного совета единогласно страны-участницы избрали Казахстан на 2 года председательствующей стороной. В этой связи, Республике Казахстан, как председательствующей стороне представляется возможность возглавить качественную перестройку работы межгосударственного совета.

Арман Абаевич, благодарим за беседу!

Новости Казахстана
Арман Шаккалиев: Стандарт – уровень доверия и ответственности
Mailfire view pixel