KZ
Ахмет Байтурсынов: научная и литературная деятельность

Ахмет Байтурсынов: научная и литературная деятельность

Расcказать Вконтакте

Общественный деятель, ученый-лингвист, просветитель, поэт, литературовед, тюрколог и переводчик Ахмет Байтурсынов за научную и литературную деятельность почитается казахским народом как «Учитель нации». Узнайте, за что выдающийся казах получил этот почетный статус, прочтите, какой вклад он внес в науку и литературу.

Ахмет Байтурсынов: научная и литературная деятельность

Фото: ru.wikipedia.org

Ахмет Байтурсынов: достижения в литературоведении

Ахмет Байтұрсынов стал одним из тех, кто оказал громадное влияние на формирование литературоведения казахского народа. Многогранный талант литератора позволил казаху успешно создавать поэзию, писать публицистические произведения, переводить на казахский язык русские сказки.

Ахмет стал основоположником профессиональной журналистики Казахстана. Он основал газету «Казах» и публиковал в ней идеи демократического обустройства общества. Публикации привлекали живой интерес, будили в людях национальное самосознание, говорили о важности просвещения, поднимали вопросы образования, социально-политического характера. Здесь же размещались материалы на тему просвещения, грамматики, культурного наследия казахов.

Наряду с выпуском газеты Ахмет Байтурсынов пробует силы в литературном творчестве. Он переводит басни Крылова на казахский язык. В просветительских целях Ахмет организовывает школы для маленьких казахов и начинает писать собственные произведения для детей «Қырық мысалы», «Маса».

В начале творческой литературной деятельности Байтурсынов стал известен как баснописец. В сказочных произведениях поэта читается мечта о счастливом будущем для казахского народа, призыв к просвещению в науке, литературе, культуре. Поэт высмеивает невежество, праздность, жадность, лень, тщеславие.

Ахмет Байтурсынов: научная и литературная деятельность

Фото: ru.m.wikipedia.org

При написании произведения «Қырық мысалы» автор взял из сказов Абая, Эзопа, Крылова традиционные сюжеты, на основе которых создал оригинальные сказки. Басни Байтурсынова обладают национальными казахскими чертами. В этой работе он осуждает произвол властей.

В произведении «Маса» читатели видят стремление автора привить казахским детям любовь к знаниям, трудолюбию. Автор пишет о необходимости искоренить невежество, равнодушие. Цель этой работы — донести народным массам важность развития искусства, значимость образования, повышения культурного уровня казахов.

Байтурсынов провел исследование литературного наследия народа. На основе полученных знаний он написал отдельную книгу, в которую вошел сборник поминальных песен «23 жоқтау», которые казахи исполняют во время обряда.

Всю жизнь Байтурсынов развивал просветительские начинания великого Абая, что способствовало поднятию казахской литературы на совершенно новый уровень. В литературоведении Казахстана значимой стала исследовательская работа «Главный казахский поэт». В этом произведении-исследовании рассматривается духовное наследие Абая, его самобытность. В научно-теоретическом труде «Әдебиет танытқыш» на казахском языке также даются точные определения терминов, литературоведческая наука выстраивается в понятную строгую систему.

Читайте также: Каныш Сатпаев: биография и вклад в науку

Ахмет Байтурсынов: достижения в науке

Одним из главных достижений лингвиста стало реформирование казахской письменности. Из взятой за основу арабской графики Байтұрсынов вычленил неиспользуемые в казахском языке арабские буквы, а взамен добавил те, которые были специфичны для казахского языка.

Ахмет Байтурсынов: научная деятельность

Фото: ru.m.wikipedia.org

Это позволяло существенно уменьшить число новых знаков, которые вводились в азбуку для гласных звуков. Такой научный подход к письменности позволил без труда использовать казахский язык тем, кто жил за границей. В настоящее время «Новая орфография» Байтурсынова используется казахами, которые живут в Иране, Китае, Афганистане.

Выдающимся научным деятелем были также написаны уникальные пособия и руководства по изучению казахской грамматики. Вот некоторые работы:

  • «Пособие по родному языку»;
  • «Изложение курса казахского языка»;
  • «Руководство к изучению грамматики».

Первый казахский алфавит для детей получил название «Оқу құралы». До 1925 года он выдержал несколько переизданий. Первым пособием для изучения казахского языка стал «Тiл — құрал». В нем была систематизирована структура языка, размещены полноценные определения основных лингвистических понятий. В пособие вошли синтаксис, грамматика, морфология, фонетика и другие понятия казахского языка.

В этом научном труде Байтурсынов дал определение грамматической терминологии. Были сформулированы определения частей речи, выведены понятия сложных и простых предложений, обозначены главные и второстепенные члены предложения, даны их определения. Выдающийся научно-просветительский деятель написал также практическое руководство «Тiл жұмсар» для учителей и пособие «Баяншы».

Ахмет Байтурсынов: деятельность

Фото: ru.wikipedia.org

С реформацией алфавита казахский для детей стал более понятным и доступным, что позволило значительно повысить грамотность народа. За время деятельности в области науки о казахском языке Ахмет Байтурсынов, биография которого наполнена борьбой за независимость казахского народа, написал целый ряд книг по проблемам в методике обучения, морфологии, грамматики, фонетики, что помогло в просвещении народа Казахстана. В национальном литературоведении ученый сформулировал новые понятия, составил полноценные определения терминам.

Сейчас именем Байтурсынова казахи с гордостью называют школы, вузы, улицы Казахстана. В доме, где автор провел последние годы, открыт дом-музей выдающегося казаха.

Читайте также: Ахмет Байтурсынов: биография

Ваша реакция
0
0
0
0
2
0
0
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Новости Казахстана
Mailfire view pixel