KZ
Казахстанка пожаловалась на вымирание казахской культуры
Новости Общество

Казахстанка пожаловалась на вымирание казахской культуры

Расcказать Вконтакте

Современные казахи теряют свою культурную идентичность. Такое мнение высказала в интервью NUR.KZ председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова. Так, струны для домбры делаются из лески, торсыки стали сувенирной продукцией, а вышивка по коже утеряна полностью.

09.07 "Домбру делают иначе, а торсык стал сувениром": Ремесленница высказалась о возрождении казахской культуры

Ремесленница. Фото из архива Айжан Беккуловой

Одно из самых развитых ремесел, по словам Айжан Беккуловой, это изготовление домбры. Объявленный национальный праздник только усилил позиции музыкального инструмента во всех регионах страны и таким образом вытеснил часть других казахских музыкальных инструментов.

Казахстанка пожаловалась на вымирание казахской культуры

Айжан Беккулова. Фото из личного архива

"Правда, сейчас домбры несколько видоизменены: все делают струны из лески, в то время как на традиционной домбре натягивались струны из кишок. И звучание домбры было совершенно другим. Мы сейчас слышим только одно звучание – иных струн, оно достаточно громкое.

Необходимо возрождать как само изготовление струн из кишок, так и концерты на особой домбре. Изготовление музыкальных инструментов развито повсеместно на достаточно серьезном уровне.

Существуют целые школы, которые изготавливают не просто сувенирную продукцию, а делают серьезные инструменты с хорошим звучанием.

Наша следующая задача – восстановление изготовления струн из кишок с тем, чтобы мы услышали подлинное звучание домбры", - считает председатель союза ремесленников.

Также в Казахстане широко распространены ювелирные украшения, причем казахи считаются сильными ювелирами.

09.07 "Домбру делают иначе, а торсык стал сувениром": Ремесленница высказалась о возрождении казахской культуры

Фото из архива Айжан Беккуловой

«У казахов говорят: пока жива хотя бы одна женщина, ювелир никогда не останется без работы», - смеется Беккулова.

Мужчины предпочитают обработанную серебром камчу, комплекты конского снаряжения, женщины – браслеты и кольца. Причем большинство ювелиров нацелены на запад Казахстана – Мангистау, Атырау, в связи с большим покупательским спросом. Оттого и цены на товар выше, по сравнению с остальными регионами.

В числе тех ремесел, к которым в последнее время проявляется большой интерес, Айжан Беккулова называет изготовление астау для подачи мяса на стол.

Сегодня во всех регионах страны разные мастера специализируются именно на этом производстве: можно найти абсолютно разные - с вырезанными головками животными, красиво украшенными орнаментами.

А вот казахскую национальную одежду нужно выносить в особый ранг, подчеркивает председатель Союза ремесленников.

"Казахстан - одна из тех немногих стран, где национальную одежду в основном носят в редких случаях или же по каким-то национальным праздникам, типа Наурыз. Причем часто люди одеваются не в казахскую одежду, а в ту, что привезли из Кыргызстана и Китая.

Вообще ниша национального современного костюма свободна. И самое время задуматься всем дизайнерам и любителям о том, чтобы тема костюма не просто поднималась, но и претворялась в жизнь.

09.07 "Домбру делают иначе, а торсык стал сувениром": Ремесленница высказалась о возрождении казахской культуры

Фото из архива Айжан Беккуловой

Я сейчас выступаю членом жюри национального конкурса дизайнеров «ALTYN OIMAQ». 187 человек подали заявки, и среди них есть очень интересные работы.

Многие люди говорят, что, если бы на рынке были доступные по цене и интересные по дизайну костюмы, то они с удовольствием бы носили этнический стиль.

Люди хотят что-то ноское, не театрализованный чапан – не бархат и велюр. Конкурс своевременный, это хороший толчок, возможность для дизайнеров и модельеров подумать и сделать что-то необычное, не похожее на то, что предлагалось до сих пор», - высказывает свою позицию Айжан Беккулова.

Ремесло в Казахстане востребовано, у жителей страны появился большой интерес к изделиям народного творчества, выполненных вручную. В число национальных брендов ремесленница считает, что необходимо внести торсыки.

"Теряя какие-то ремесленные изделия, мы теряем философию нашей жизни. Торсык, где мы хранили раньше кумыс, – это не просто сувенирная продукция. Сейчас разливают кумыс в пластиковые бутылки и пластиковые стаканы. Мы не можем наслаждаться настоящим вкусом, все делается на ходу.

Хотя сам кумыс требует неторопливое время потребления, это время, отведенное философским неторопливым беседам, обсуждению дел, как чайная церемония у китайцев. Тут для наших мастеров достаточно работы, чтобы делать хорошую продукцию, чтобы наши жители наслаждались кумысом и шубатом из красивых деревянных резных тостағанов (чаша – прим. автора)", - мечтает председатель союза ремесленников.

Ремесленникам необходима поддержка государства, считает Айжан Беккулова. Тогда многие ремесла будут спасены и возрождены.

09.07 "Домбру делают иначе, а торсык стал сувениром": Ремесленница высказалась о возрождении казахской культуры

Фото из архива Айжан Беккуловой

"Юртовый, номадический войлок - самый серьезный и самый сложный в изготовлении, потому что требует громадных физических усилий, хорошей подготовки и обязательно коллективного труда. Подготовить шерсть для большого размера войлока требуется длительный период.

Мало у кого есть станки по переработке шерсти. Я думаю, что государство должно поддержать мастеров в приобретении оборудования для изготовления, переработки шерсти, очистки, расчесывания, валяния. Юрту мы внесли в список нематериально-культурного наследия, мы должны отчитываться перед миром за ее поддержку.

Юрта сейчас практически не производится, то, что делается в Костанае, Усть-Каменогорске, это все аналоги, скорые варианты, как правило, из фанеры. Того дерева, из которого делались юрты, этой древесины нет", - считает Айжан Беккулова.

Часть искусств, которыми славились казахи, утеряны.

"К сожалению, мы утеряли искусство обработки тончайшей кожи и замши, которыми так славились казахи в прошлом. Тонко выделанная замша и кожа были экспортной статьей на Великом Шелковом пути. Турецкое производство дубленок пошло после перекочевки казахов в Турцию.

У меня есть один замшевый мужской халат с тончайшей вышивкой, которую мы утеряли. Я бы очень хотела восстановить эту технику, она может быть нашим казахстанским брендом", - рассказывает член жюри национального конкурса дизайнеров.

В числе утерянных техник и предметов – мужской шетпен из тонко спряденной верблюжьей пряжи, его можно встретить только в музеях.

Вышивку «біз кесте» благодаря стараниям Союза ремесленников Казахстана удалось спасти.

"Сравнительно недавно мы говорили о том, что вышивка «біз кесте» находилась под угрозой вымирания, исчезновения. Если бы не оралманы… из Казахстана 1-2 человек может когда-то и практиковали.

Союз провел большое количество тренингов по Казахстану, связанных с обучением этой технике. Эта техника не спасена до конца, но во многих регионах есть последователи, мастера, которые вышивают", - делится Айжан Беккулова.

Председатель Союза ремесленников обеспокоена тем, что многие мастера уходят из жизни и не имеют последователей, которые бы переняли технику, сняли на видео, запомнили какие-то секреты.

Автор: Анар Базмухаметова

Ваша реакция
4
0
0
36
1
16
3
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Читайте также
Mailfire view pixel