KZ
Новости русской службы Би-би-си

Чехия запретила, а потом разрешила полеты российских авиакомпаний. Что происходит?

Российские авиакомпании "Аэрофлот" и "Уральские авиалинии" ограничили авиасообщение между Прагой и аэропортами Москвы и Екатеринбурга после того, как чешские власти аннулировали разрешение на полеты. Позднее во вторник минтранс Чехии сообщил, что полеты российских авиакомпаний вновь разрешены - но лишь до 7 июля.

Чехия запретила, а потом разрешила полеты российских авиакомпаний. Что происходит?
Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC

Министерство транспорта России обвинило власти Чехии в нарушении соглашения о воздушном сообщении между странами.

"Продолжается переговорный процесс между российскими и чешскими авиавластями. В минтрансе ожидают, что вопрос будет решен в самые сжатые сроки", - сообщает пресс-служба ведомства.

В чешском минтрансе сообщили, что ситуация является результатом недостигнутого соглашения между управлениями авиационных полетов обеих стран.

"Министерство транспорта Российской Федерации утром 2 июля 2019 года выдало разрешение на полеты Czech Airlines до 7 июля 2019 года. После этого министерство транспорта Чешской республики запустило ответную процедуру в отношении российских авиаперевозчиков. Полеты также будут разрешены до 7 июля 2019 года", - говорится в сообщении ведомства.

По информации источника Интерфакса, российская сторона в ответ предоставила Czech Airlines временное разрешение на осуществление рейсов Прага-Сеул над воздушным пространством Сибири.

Прямые рейсы в Прагу выполняются также из Новосибирска, Самары и Казани, а из Санкт-Петербурга - не только до Праги, но и до Карловых Вар. Об отмене каких-либо из этих перелетов не сообщалось.

Не договорились

Как сообщает агентство ТАСС со ссылкой на источник в авиационной отрасли, сокращение числа рейсов в Чехию произошло из-за того, что министерства транспорта России и Чехии не смогли договориться о частоте полетов национальных перевозчиков.

Источник Интерфакса сообщал, что причиной ограничения полетов российских авиакомпаний в Чехию стало недовольство Праги условиями транссибирских маршрутов, согласованных Москвой для авиакомпании Czech Airlines.

"Czech Airlines осуществляют полеты по транссибирским маршрутам на основе временных разрешений, которые им приходится с регулярной периодичностью продлевать. Прага запросили переход на постоянные разрешения. В ответ российская сторона, руководствуясь принципом взаимности, запросила преференций для своих перевозчиков", - пояснил он.

По данным чешского портала Aktualne.cz, решение чешских властей отменить разрешение на полеты в эту страну стало ответной мерой. По их данным, российские власти отменили заранее согласованные договоренности о полетах над Сибирью для Czech Airlines до Сеула в рамках расширения их маршрутной сети. Это произошло 30 июня. Об этом также сказал РБК источник в одной из авиакомпаний.

Согласно информации портала Zdopravy.cz, запрет также явился ответной мерой министерства транспорта Чехии на действия российской стороны в прошлом году. В конце года минтранс России отказался признать, что на некоторых рейсах Czech Airlines в Москву будет работать другая крупная чешская авиакомпания - Smartwings.

Действующее авиационное соглашение с Россией предусматривает, что с каждой стороны один перевозчик может выполнять то же количество рейсов на одном маршруте, что и другой. В то время как Czech Airlines в настоящее время выполняют только два рейса в день, у "Аэрофлота" их шесть.

Поэтому, по данным сайта, чешское министерство запросило сокращение рейсов до двух в день. Последняя эскалация ситуации произошла в начале мая. Тогда российское министерство якобы отклонило запрос Czech Airlines на то, чтобы поставить на линию более крупные самолеты из-за высокого спроса, связанного с майскими праздниками в России.

Короткий маршрут

Иностранные компании платят за полеты над Сибирью с момента, когда СССР открыл для них этот короткий маршрут в Азию - с середины 1970-х годов. Единственное авиапредприятие страны - советский "Аэрофлот" - был бенефициаром этой сделки.

Система платежей за пролеты над Сибирью сохранилась и после распада СССР, и деньги по-прежнему получал "Аэрофлот". Официально их размер не раскрывается, оценки сильно разнятся. В 2015 году источники "Ведомостей" оценивали сумму в 500 млн долларов в год. По оценке "Коммерсанта", это 600-800 млн долларов, или 39-52 млрд рублей в год.

В 2016 году министр транспорта России Максим Соколов говорил о том, что государство контролирует через свои права решающего акционера в "Аэрофлоте", как деньги от роялти "используются в целом для развития авиационной отрасли и самой компании".

Источник, близкий к "Аэрофлоту", говорил, что подавляющая часть оплаты за пролет над Сибирью не попадает в прибыль авиакомпании, а идет на финансирование различных государственных программ. Так, в 2017 году "Аэрофлот" планировал выделить 1,8 млрд руб за счет транссибирских роялти на перевозку пассажиров обанкротившейся"ВИМ-авиа".

По другим оценкам, больше половины суммы остается в компании и учитывается при расчете чистой прибыли.

Споры вокруг того, должны ли иностранные компании платить за полеты над Сибирью и должен ли эти деньги получать "Аэрофлот", возникали не раз. Так, в 2011 году ЕС и Россия заключили соглашение о поэтапном отказе от роялти. Авиасборы должны были быть полностью отменены к 1 января 2014 года - однако этого так и не случилось.

Скандал с Исландией

В мае 2018 года интернет-газета "Фонтанка" со ссылкой на исландское издание Turisti.is сообщила, что исландские авиакомпании с лета 2017 вели переговоры о предоставлении транзита через Россию и не могли договориться.

Также российская сторона якобы предложила цену в 100 долларов за пассажира при полете в одну сторону. Источник Turisti.is в МИДе Исландии объяснил поведение России тем, что государство присоединилось к европейским санкциям в отношении отдельных российских чиновников и бизнесменов.

Российский минтранс отрицал это. По данным ведомства, исландские перевозчики получили право летать через Сибирь, но спустя год не подали заявки на выполнение полетов."

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1802700-cehia-zapretila-a-potom-razresila-polety-rossijskih-aviakompanij-cto-proishodit.html