Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

«Семь камней правосудия»: итоги 2018 года

Опубликовано:

Последняя неделя 2018 года. В СМИ началось подведение итогов года. Наверное, никто не будет спорить, что одним из самых заметных ньюсмейкеров уходящего года был Верховный Суд и его реформы.

«Семь камней правосудия»: итоги 2018 года

В социальных сетях и Интернете десятки роликов и записей с различных мероприятий судов. В них раскрываются самые разнообразные проблемы и предлагаемые пути их решения. Даже далёкие от юриспруденции люди могли разобраться, чем сегодня занят Верховный Суд.

В этой статье хотели обобщить информацию о том, как улучшали свою работу суды. Предлагаем вниманию, на наш взгляд, топ 5 главных реформ от Верховного Суда.

Первая реформа. «Семь камней правосудия».

В январе т. г. в режиме онлайн было объявлено о «Семи камнях правосудия». Они стали логическим продолжением реформы судов, начатой по поручению Главы государства в рамках Плана Нации.

Самое интересное, ключевые проблемы, заложенные в «Семи камнях правосудия» были сформулированы самим обществом. Это было сделано в ответ на обращения Верховного Суда с предложением к адвокатам, юристам, прокурорам, судьям назвать, что мешает правосудию. Поступило более 1000 предложений. Они были укрупнены по семи приоритетным направлениям.

Среди них, как усовершенствовать систему отбора судей, повысить доступность и удобство судебного процесса, улучшить комфорт судов, сделать судебные акты понятными, а цифровые технологии эффективными. Все нововведения должны были обеспечить достижение одной цели – рост доверия общества к судам.

Вся информация по «Семи камням правосудия» размещена на сайте Верховного Суда и любой желающий может ознакомиться с ней. Есть много публикаций в СМИ.

Для работы по модернизации судов Верховный Суд решил использовать проектный менеджмент. Была сформирована семь команд мечтателей, из числа судей и сотрудников.

Они стали представлять – каким должно быть идеальное правосудие? Что мешает достичь этого? Как избавиться от ненужных вещей? Для них было проведено обучение, в том числе у зарубежных тренеров. В результате, они стали по-другому смотреть на проблемы и их решение. Они научились вычленять главное, формулировать цели и задачи, оценивать и описывать их.

Они конкретизировали поступивший от населения перечень существующих проблем, на основе которого было составлено дерево проблем, а в дальнейшем и дерево задач. После разрабатывалась логическая рамка, в которой определялись базовые и перспективные индикаторы по каждому мероприятию.

Далее были построены иерархические структуры программ и календарные графики. Это делалось с учетом конкретных ресурсов. При этом каждый вывод во всех этих документах подтверждался эмпирическими данными. По каждой программе были определены свои стейкхолдары.

Всё это согласовывалось и утверждалось Председателем Верховного Суда и судьями высшего судебного органа страны. В течение 2018 года все семь команд работали над поставленными задачами. Они занимались только ими и были освобождены от всего другого.

В Верховном Суде был создан Проектный офис. Его основная задача думать о будущем судебной системы. Он прогнозирует то, как суды будут работать завтра, какие могут возникнуть риски и что надо сделать для их нейтрализации и повышения эффективности правосудия.

Для этого в Проектном офисе свой регламент работы. Здесь все равны и нет начальников. Любой желающий может прийти сюда и высказать свои предложения по улучшению работы судов. Задача Проектного офиса записать их, какие бы фантастические они не были, и подумать, как реализовать.

Ниже будут описаны некоторые результаты работы по «Семи камням правосудия».

Вторая реформа. Новая система отбора судей.

Это фундаментальный вопрос для судов. Сегодня очень много жалоб на подготовку и компетенцию судей. Для повышения объективности все кадровые вопросы по судьям переданы в самостоятельный госорган – Высший Судебный Совет.

При отборе судей начали внедрять HR-технологии найма, оценки и карьерного роста, как в глобальных компаниях. Теперь кандидаты пишут эссе о своей жизни и работе. Они должны раскрыть все свои социальные связи, показать каким они были, доказать, что они достойны стать судьей.

Они проходят собеседование с судьями Верховного Суда и членами ВСС с целью раскрытия своего коммуникационного потенциала. Вкупе с уже имеющимися инструментами отбора – тестированием на знание законов, кейсовым решением практических задач, психотестом, проверкой на полиграфе и другими, это кардинально усложнило отбор. Если раньше отбор проходили 25-30% претендентов, то сейчас 3-5%.

Ужесточена система поступления в Академию правосудия. Проводится её реформирование с целью переориентации на решение конкретной задачи – подготовку кандидатов в судьи.

Создаются условия, чтобы в судейский корпус пришли лучшие юристы. Для этого социальный пакет судей делается конкурентным, пересматриваются условия труда и приёма на работу.

Третья реформа. Суд как двигатель примирительных процедур

В судебной системе видят, что в Казахстане высокий уровень конфликтности. Ежегодно в судебные тяжбы вовлечено 4 млн. человек. В судах много дел, где судятся близкие люди. Дети и родители, братья, сестры, супруги, партнеры по бизнесу. В республике сегодня каждая третья семья разводится. Со всем этим люди идут в суда, а судье в них сложно определить истину.

В такой ситуации единственно правильное решение — это найти компромисс, прийти к мирному решению спора. Это широко апробированная зарубежная практика. К примеру, в Великобритании и Канаде 80-90% споров разрешаются медиацией и не доходят до суда. В Казахстане этот показатель на уровне 2-3% от судебных споров.

Для развития примирительных процедур Верховный Суд инициирует открытие Центры примирения во всех регионах. Их цель – развитие примирительных процедур вне суда. Сегодня уже открыто 25 ЦП.

Их особенность в том, что в одном месте сразу находятся медиатор, юрист, психолог. Все они сориентированы на то, чтобы помочь человек решить спор мирным путём. При этом на данном этапе все услуги там оказываются бесплатно. Подписан меморандум с Федерацией профсоюзов об открытии Центров примирения на их базе. Также изучается возможность их создания при местных исполнительных органах, где традиционно скапливается много проблем.

Проводится работа по развитию медиации в суде. В частности, в пилотном режиме созданы институты судей-примирителей. Сегодня по республике их уже 81. Они занимаются только примирением и не рассматривают дела. Пилот показывает эффективность. В экономическом суде Астаны в 72% споров стороны примирились.

Судами проводится активная информационно-пропагандистская работа по развитию культуры разрешения споров. Во всех регионах организовываются встречи с общественностью. На них разъясняется преимущества и важность внесудебного разрешения споров. В них участвуют деятели культуры, аксакалы, НПО, журналисты и другие. Большая работа проводится в СМИ, Интернете и социальных сетях. Подписан меморандум о совместной работе с Министерством общественного развития.

Местными судами создаются советы биев. Они уже есть в Актюбинской области, ЗКО, СКО, ВКО и других регионах. Работа Советов осуществляется на общественных началах. В них входят авторитетные люди, обладающие опытом внесудебного разрешения споров, мудростью и красноречием. Советы помогают людям решать мелкие споры, не доводя их до суда.

Четвёртая реформ. Новый язык судебных актов

Одной из проблем, поднятых населением была сложность и запутанность судебных актов. Их было не просто трудно понять, но даже прочитать. Сплошной текст, без выделений и акцентов. Повторы, запутанный юридический язык. В итоге их не понимали не только граждане, но и юристы, и даже сами судьи, в том числе Верховного Суда.

В 2018 году приняли три нормативных постановления о судебном акте. Они ввели новые подходы к их подготовке. Судебные акты стали более логичными, четко структурированными, охватывающими все аргументы сторон. Также теперь судьи разъясняют свои решения после оглашения. Это будет делаться для сторон на понятном для них языке.

Первоначально практику разъяснения решений судьями была внедрена в качестве пилота. Его итоги показали, что там, где судьи разъясняли свои решения, количество обжалований в вышестоящие инстанции существенно снизилось. То есть, если людям объяснить, как говорится, по-человечески, чем руководствовался суд при вынесении решения, то они примут его. Показательно, что это происходит даже в случае проигрыша в суде.

Новые требования по судебным актам заработали с 1 сентября т.г. В течение весны-лета была организована международная конференция по ораторскому искусству. Во всех регионах судьи прошли обучение новым навыкам коммуникаций. Состоялся конкурс на лучший судебный акт.

Пятая реформа. Сосредоточить судей на решение споров.

Ежегодно растёт количество дел, рассматриваемых в судах. В 2016 году в суды поступило - 1,7 млн. дел и материалов. По итогам 2018-го – ожидается 4,5 млн. То есть за 2 года рост более чем в 2,5 раза. Это аномальная динамика.

В итоге на одного судью в среднем приходится 130 материалов и дел в месяц. В Астане, Алматы и ряде крупных городов доходит до 300. К примеру, в одном райсуде столицы у каждой судьи по 4 спора в день. По каждому надо провести судебное заседание и написать мотивированное решение. В тот же день ещё 150 санкций судоисполнителей. Их по закону надо выдавать «день в день».

Анализ показал, что сейчас в 70% судебных дел споров нет. К примеру, в текущем году из общего количества дел и материалов 2,6 млн. составляют санкции судебных исполнителей. Из них удовлетворяются почти 100%. Эти санкции практически не оспариваются. В 2018 году – это 0,002 %. Ещё одна категория, это более двухсот тысяч запросов КСК по коммунальным долгам. Удовлетворятся 100%. Оспариваются 0,13%.

В материалах по ним судье надо лишь подтвердить факт. Практически судья просто штампует решения, как нотариус. Из-за такого вала и идут ошибки. Именно от таких функций было предложено освободить суды. Люди и бизнес от этого не пострадают. Наоборот, у судей появится больше времени качественно разрешать реальные и сложные споры.

Дополнительно Верховным Судом готовится еще ряд нововведений по упрощению судебного процесса. Он должен стать более понятным людям. Вся ненужная бюрократия из судов должна уйти. Так, по одному простому делу судья выносит до 20 промежуточных определений. В них никакой ценности.

Планируется дать судье процессуальную свободу при рассмотрении дел. Судья сможет уточнять у сторон предмет исков и их требования. Сократятся формальные основания для возвращения исков. Главной задачей судьи станет разрешение споров, а не соблюдение норм процессуальных законов.

Эти предложения уже согласованы со всеми заинтересованными структурами и оформлены в соответствующие законопроекты. В настоящее время по ним идёт отработка в Парламенте, Правительстве и заинтересованных госорганах. Наиболее важные из них прогнозно будут приняты в первом квартале 2019 года, эффект пойдет до конца года.

Повторимся это только небольшая часть проводимых реформ. Как видите, даже она заняла существенное место. Есть, ещё много пилотов и других нововведений.

Среди них, «Ночной суд», который ускорил рассмотрение дел и дал возможность повысить удобство граждан путём рассмотрения дел в вечернее время. «Семейные суды», которые помогают защитить институт семьи и права детей. Фронт-офисы, создающие комфорт в судах для посетителей.

Большое внимание уделяется электронному правосудию. Сегодня уже более 90% гражданских исков поступает электронное. В судебном процессе можно принять участие онлайн через мобильный телефон или другой гаджет. Всё, что происходит в зале суда, записывается, а в Интернете доступно 7 млн. судебных актов. Развивается цифровая судебная аналитика. Она сделает судебную практику предсказуемой. Подавая иск можно рассчитать – проиграешь или выиграешь процесс.

Ещё очень важно, что суды стали больше оправдывать. За 10 месяцев 2018 года судьи оправдали 218 человек. Это почти в 3 раза больше, чем в предыдущем году, причём и по тяжким и особо тяжким делам. Следственные суды стали меньше арестовывать людей на время следствия. Этот показатель снизился почти на 40% (с 15 до 9 тысяч). Залоги выросли 27 раз.

В Верховном Суде была запущена новая система личного приёма граждан. Расширен список лиц, осуществляющих приём. В него включены судьи ВС, председатели Судебного жюри и Комиссии по судейской этике. Теперь приём осуществляется ежедневно, а записаться на него можно через Интернет.

Верховный Суд в течение 2018 года демонстрировал высокую открытость. Им организовано 8 онлайн-трансляций, по которым зафиксировано почти 200 тысяч просмотров. Общественность узнала о новых инструментах коммуникаций судов. Это письма и обращения Председателя Верховного Суда. В них рассказывалось о работе по развитию судов, актуальных фактах и проектах. Эти документы направлялись на официальную электронную почту каждого судьи и сотрудника суда в стране.

Как видите, текущий год был насыщенным для судебной системы. Проведено много реформ, которые должны сделать суды более понятными, удобными, открытыми и прозрачными. Главным индикатором оценки эффективности судов станет доверие населения. И это правильно, ведь состояние безопасности и защищенности в обществе, одно из основополагающих для его развития. Без этого не будет развиваться экономика, общественные институты, в страну не придут инвесторы.

Следующий год обещает стать ещё более интересным в части реформы судов. Видно, что у Верховного Суда есть чёткая стратегия развития и правильные цели. В преддверии Нового года, хочется пожелать им удачи в достижении поставленных задач! Пусть всё у них получится! Ведь это важно для каждого из нас.

Автор: Жансерик Аленов

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1770479-sem-kamnej-pravosudia-itogi-2018-goda/

pixel