KZ

Куда обращаться казахстанцам с вопросами о медицинском обслуживании

Не выдали бесплатное лекарство, нагрубили или даже неправильно лечили – бывает, что приходится столкнуться с той или иной проблемой, касающейся нашего здоровья и обслуживания в больницах или поликлиниках.

Куда обращаться казахстанцам с вопросами о медицинском обслуживании

Понять, какая организация несет ответственность и должна разобраться с вашим вопросом чаще всего очень сложно – в работе системы здравоохранения задействовано множество учреждений, а не только профильное министерство.

Так как же определить, за кем законом закреплены какие функции, куда звонить, писать или кого «тегать» в социальных сетях, чтобы ваше обращение рассмотрели не только быстро, но и эффективно? Редакция Nur.kz разобралась в этом с помощью специалистов.

Министерство здравоохранения

Определяет основные правила игры в секторе здравоохранения.

Минздрав ответственен за то, какими будут:

- Законы: Именно от них зависит как будут работать и действовать в разных ситуациях наши больницы, поликлиники, скорая помощь.

- Программы развития отрасли: Они определяют, какие болезни, проблемы будут в приоритете у государства в ближайшие годы и на что именно будут тратиться наши налоги.

- Тарифы: От их точности и размеров зависит, сколько именно будут платить за наше лечение и сколько из этих денег останется больницам на повышение зарплат медработникам, покупку техники, мебели, ремонт и прочее.

- Правила и приказы: Эти документы уточняют, как именно нас будут лечить, какие лекарства будут выдавать бесплатно, как именно должны обслуживать нас поликлиники, больницы и скорая помощь.

- Стандарты образования: От них зависит, какими будут знания у лечащего вас врача, помогающей ему медсестры и санитарки.

Управления здравоохранения

Ответственны за организацию медицинской помощи на местах. Именно акиматам областей и городов республиканского значения подчиняются управления здравоохранения, которые ошибочно считают региональными структурами Минздрава.

Управления здравоохранения ответственны за следующие вопросы:

- Инфраструктура: Именно Управления здравоохранения решают, где и когда должна появиться новая поликлиника, больница или станция скорой помощи, сколько там будет работать врачей и какие именно. Эти же структуры акиматов решают, как будут разделены между существующими медорганизациями районы, и куда вам придется ехать для визита к врачу – через дорогу или через весь город.

- Кадровое обеспечение: Управления здравоохранения следят за тем, чтобы в местных больницах, поликлиниках и станциях скорой помощи были врачи, медсестры и санитарки. И чтобы их хватало на всех.

- Реализация реформ: От управлений здравоохранения зависит, как скоро и с каким качеством будут внедрены изменения в медицинских организациях региона.

- Контроль за медорганизациями: Контролировать работу больниц, поликлиник и станций скорой помощи – обязанность управлений здравоохранения согласно закону. И если что-то во внутренних процессах медучреждений идет не так, то разбирательства проводит управление здравоохранения.

Управления выдают мед.организациям лицензии на работу, и они же контролируют соблюдение условий лицензирования.

Обеспечивать государственные больницы зданием, оборудованием и транспортом – задача местных управлений здравоохранения.

- Обеспечение населения лекарствами: Управления здравоохранения планируют потребность жителей регионов в бесплатных лекарствах и направляют информацию для закупа необходимых для бесплатного лечения населения медикаментов. «СК-Фармация» лишь закупает все необходимые лекарства по заявкам из регионов.

Фонд социального медицинского страхования

Новая структура в системе здравоохранения с не совсем понятными даже для профессионалов функциями.

Между тем, помимо сбора средств за ОСМС, Фонд ответственен также за ряд критически важных функций.

- Закуп медуслуг для населения: Именно Фонд распределяет государственный заказ на медицинское обслуживание населения.

От него зависит, какие именно поликлиники, больницы будет обслуживать население. До 2020 года он закупает услуги, гарантированные гражданам по закону и оказываемые бесплатно. С 2020 года к их задачам добавится закуп услуг, предоставляемых гражданам в системе ОСМС.

- Оплата медуслуг: Ежемесячно Фонд оплачивает больницам, поликлиникам и станциям скорой помощи услуги, оказанные населению по всей республике. Речь идет о 2,7 млн случаев стационарной помощи, порядка 7 млн вызовов скорой помощи, порядка 100 млн случаев посещений поликлиник в год.

- Мониторинг качества медуслуг: Фонд также обязан проверить, действительно ли медорганизации оказали эти услуги населению и главное – как? Проверка службами мониторинга включает три аспекта: объем, количество и качество услуг. Грубо говоря, проверяется: факт предоставления услуги, соблюдение всех протоколов лечения и результат этих манипуляций. Если есть нарушения, то медорганизация штрафуется, а случаи грубых нарушений при лечении направляются для расследования в надзорные и правоохранительные органы.

Медицинские организации: больницы, поликлиники, скорая помощь

Непосредственно оказывают вам помощь, и чтобы она была качественной и своевременной в их задачи входят следующие работы:

- Оказание медпомощи: От руководства больниц зависит кто и как будет вас лечить, будут ли на месте все нужные специалисты и вовремя ли они вас примут.

- Создание условий труда для врачей: Обеспечивать врачей обучением, своевременно платить им зарплаты и создавать необходимые условия для работы – задача главных врачей больниц.

- Разбор жалоб: Жалобы на сервис и качество лечения в самой больнице разбирают специальные службы по качеству при больницах. Откровенно говоря, быстрее всего вопросы решаются именно через них. Жалоба, направленная в адрес министерства здравоохранения, проходит долгий путь через внутренние комитеты министерства, управления здравоохранения, чтобы в итоге снова попасть в службы качества больниц.

Однако на действия или бездействие самого главного врача действительно лучше жаловаться в управления здравоохранения.

- Охват профилактикой и контроль за здоровьем пациентов: Заказ на лечение, профилактические скрининги, обследование и обеспечение лекарствами получают именно мед.организации. И поэтому их задача информировать своих пациентов о них.

Однако приходить вовремя на скрининг и госпитализацию, соблюдать назначения врача и приходить на повторные осмотры заставить вас могут только в исключительных случаях. Принудительное лечение разрешено для совсем небольшого количества заболеваний, например, для туберкулеза.

Поэтому знайте свои права на получение бесплатной медпомощи, но помните - насколько эффективным будет лечение, зависит и от вас тоже.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1763330-kuda-obrasatsa-kazahstancam-s-voprosami-o-medicinskom-obsluzivanii.html