Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

500 спасенных детей в год: Кардиохирург рассказала, как новорожденный выжил после тяжелой операции

Опубликовано:

Гульжан Сарсенбаева, детский кардиохирург, заместитель директора по науке и постдипломному образованию в Научном центре педиатрии и детской хирургии, одна из победителей проекта «100 новых лиц-2017», каждый день занимается тем, что спасает жизни новорожденных малышей, развивая кардиохирургию в стране. Еще несколько лет назад не удавалось сделать то, что стало возможным сейчас, и немалая заслуга в этом принадлежит именно Гульжан Ескендировне.

500 спасенных детей в год: Кардиохирург рассказала, как новорожденный выжил после тяжелой операции
Фото с сайта express-k.kz: UGC

Кем она хочет стать, Гульжан Ескендировна знала практически с детства. Еще будучи ребенком, Гульжан интересовалась анатомическим строением животных, изучала их мышцы, сухожилия и сердце, внутренние органы.

Зачитываясь романами Агаты Кристи, Гульжан Сарсенбаева представляла себе, как можно раскрыть то или иное преступление, и уже подумывала стать судебно-медицинским экспертом, но жизнь все же внесла свои коррективы. Окончив 8 классов школы, девушка поступила в медицинский колледж и уже в 18 лет стала операционной медсестрой, участвуя в хирургических и акушерских операциях.

При этом нельзя сказать, что медицина стала делом семейным – в семье Сарсенбаевых не было врачей. Папа Гульжан Ескендировны по образованию преподаватель, работал первым секретарем райкома, открыл техникум в Алматинской области для выпускников, кто не мог себе позволить учиться в городе. Мама – работник библиотеки – после рождения детей посвятила себя семье и ведению домашнего хозяйства.

«Когда я работала операционной медсестрой, мне были интересны все проводимые хирургические манипуляции. Я изучала хирургические инструменты, их предназначение. Потом поступила в медицинский университет, и уже с третьего курса знала, что пойду в хирургию. Будучи студенткой, я подрабатывала в больнице скорой медицинской помощи медсестрой хирургического отделения, и мне удавалось ассистировать хирургам. А затем я пошла в интернатуру по детской хирургии. В центр педиатрии и детской хирургии я пришла в 2000 году детским хирургом, тогда здесь только открывался центр хирургии новорожденных, мы основали команду, открыли отделение и начали проводить первые операции у новорожденных с пороками развития. Это был первый Центр хирургии новорожденных по республике», - вспоминает кардиохирург.

Правда, тогда еще кардиохирургом Гульжан Ескендировна не была – операции новорожденным проводились на органы брюшной полости, желудочно-кишечный тракт, а вмешательства на сердце и головной мозг тогда еще в этом центре и не делались.

«В Казахстане был центр, выполнявший операции на сердце у детей, но новорожденным и детям с массой тела менее 10 кг их не делали. Тогда встал вопрос о том, чтобы развивать кардиохирургию и нейрохирургию», - рассказывает доктор.

Гульжан Сарсенбаева как раз думала о том, чтобы продолжить обучение. Выбор пал на программу «Болашак», где как раз были доступны и приоритетны данные направления. Поступить было довольно сложно – желающих много, а мест – мало. Но Гульжан Ескендировна успешно сдала все экзамены и поступила учиться в аспирантуру, выбрав Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева в Москве.

«Раньше это была единственная в СССР клиника, которая выполняла операции на сердце. Я поступила туда в аспирантуру. Благодаря тому, что мне дали хорошие знания в медуниверситете, а потом – в Центре педиатрии и детской хирургии – практические навыки, мне было легче учиться и проще дежурить в больнице в Москве. Я попала в отделение реконструктивной хирургии новорожденных и детей с врожденными пороками сердца, руководителем которого был Ким Алексей Иванович, один из лучших кардиохирургов России. Было достаточно сложно. Когда я оказалась на операции на открытом сердце, то кое-что стало открытием – например, то, что миокард сердца во время искусственного кровообращения– это ткань, которая имеет тонкую структуру», - вспоминает врач.

Гульжан Ескендировна отмечает, что получила очень хорошие знания не только в медуниверситете, но и в колледже, и в районной школе, где были сильные учителя. После окончания аспирантуры, документы по диссертационной работе Сарсенбаевой опубликовали на сайте Центра имени Бакулева, которые здесь находились несколько лет. Нужно отметить, что научная работа далеко не каждого аспиранта удостаивается такой чести.

После окончания учебы доктора пригласили учиться дальше – в итальянской клинике, но нужно было возвращаться в Казахстан. Во-первых, по условиям программы «Болашак», во-вторых из-за мамы, которая нуждалась во внимании дочери, а в-третьих, … из-за ностальгии.

«Находясь в Москве, я поняла, насколько сильно люблю Родину. Я приходила в казахстанское посольство, слушала казахскую музыку, домбру, язык. Ритм жизни российской столицы мне был далек», - объясняет Гульжан Ексендировна.

Конечно, были мысли поехать на работу и в другие страны, в том числе, европейские. Но Сарсенбаева отказалась от этого, несмотря на то, что и материальная составляющая была там выше, чем в Алматы. Однако врач помнила о том, что нужно помогать деткам своих соотечественников, спасать жизни казахстанских малышей - сейчас в Центр привозят детей с регионов страны.

«Научный центр педиатрии и детской хирургии (НЦПДХ) – кузница всех детских врачей. Сюда поступают дети со сложными диагнозами. В 2012 на базе НЦПДХ открыто отделение детской кардиохирургии и интервенционной кардиологии. В наше отделение за последние 6 лет поступило более 300 новорожденных, а также более 500 детей старше 1 года поступают каждый год. Ежегодно мы делаем около 250-300 операций. Это стандарт любой клиники, в том числе, европейской. Также мы делаем миниинвазивные операции – чрезкожным доступом в вену направляем катетеры, с помощью которых закрываем дефекты в сердце, устанавливаем специальные «стенты» в сосуды. Сердце при этом не останавливают, минуя искусственное кровообращение, которое имеет свои побочные осложнения», - рассказывает кардиохирург.

Однако не всегда все было так, как сейчас. Становление отделения кардиохирургии шло годами и не всегда было легко. Нередко врачам приходилось ночевать в больнице, выходить на работу и в выходные и праздничные дни. Доктора-хирурги оставались после операции в отделении реанимации по несколько часов, старались убедиться в том, что прооперированный малыш прошел кризисный период и его состояние стабилизовалось.

Также Гульжан Сарсенбаева ведет исследования, почему у детей возникают врожденные пороки сердца. Одной из возможных причин доктор называет перенесенные инфекции, анемии и заболевания женщин в первом триместре беременности, когда происходит закладка внутренних органов плода, в том числе, сердца.

В Казахстане удается оперировать более 90% детей с пороками сердца, но и есть случаи, когда требуется лечение в зарубежных клиниках по поводу сложных и сочетанных пороков и трансплантации детского сердца. Доктор рассказывает, что поддерживает связь с зарубежными коллегами, консультируясь и советуясь в сложных ситуациях с ними. Любое сомнение врачей трактуется в пользу пациента, говорит она.

Родители спасенных детей никогда не забывают любимого врача. Они рассказывают доктору, как развивается ребенок, о его успехах и здоровье. Да и сами медики регулярно интересуются состоянием и самочувствием бывших пациентов. Гульжан Ексендировна считает, что при всем развитии медицины, важно еще и желание ребенка жить и доверие родителей.

«Четыре года назад к нам попал ребенок со сложным диагнозом – у него было три порока сердца! Операция была очень сложной, с остановкой сердца на 150 минут, охлаждение ребенка до 18 градусов, все это осложнилось гипокоагуляцией и длительным кровотечением. При общем объеме крови ребенка в 250 миллилитров в организме, ему пришлось перелить около 1 литра крови! Я не думала, что ребенок выживет, даже пришлось сообщить матери о том, что ситуация очень тяжелая и критическая. Но мама сказала, что он не умрет. И тогда я поняла, что резервы ребенка настолько велики, что не укладываются в рамки того, что описывается в учебниках. В первые сутки после операции его состояние стабилизировалось, восстановился пульс, давление. Сейчас ему четыре года, ребенок бегает и прыгает, поет, и главное, у него нет никаких тяжелых отклонений, которые могли быть при такой сложной операции», - рассказывает врач.

К слову, Гульжан Сарсенбаева – не только отличный врач, но и хорошая мама, хоть и приходится порой другим малышам уделять больше внимания, чем 9-летнему сыну – ведь чужих детей не бывает. Кстати, своего ребенка она назвала в честь Санжара Асфендиярова, первого ректора КазНМУ. Сейчас мальчик учится в третьем классе и является лауреатом двух международных конкурсов по классу домбры.

А в 2017 году доктор стала одной из победителей «100 новых лиц». Такую победу она считает одним из важных достижений в своей жизни. Ведь таким образом о Сарсенбаевой узнают и другие родители малышей с пороками.

«Приятно получить такой статус, стать избранной из 17 миллионов человек. Пациенты приходят и говорят, что видели меня по телевизору, и просят именно меня осмотреть ребенка. Ведь это доверие! Это очень важно. Сам проект мне понравился. Я посмотрела истории других людей и поняла, что они – герои! Людям нужны такие лица и такие проекты, я благодарна, что познакомилась, например, с химиком Хадишой, которая знает пять языков, является ученым и мамой 3 детей, и она для меня - образец. Теперь я стала улучшать свой английский язык, потом буду улучшать немецкий, потому что знание языков позволит расширить границы общения с зарубежными коллегами. Я думаю, что следующий этап покажет нам сто новых лиц, которые станут примером для многих. Я благодарю нашего президента за то, что есть такая программа как «Болашак», которая дала возможность многим молодым людям обучиться в лучших центрах и университетах мира», - заключила доктор.

Сейчас Гульжан Ескендировна планирует продолжать развивать практически навыки, обучаться новым технологиям в медицине, помогать детям со сложными диагнозами, а также делиться своими знаниями с будущими врачами.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1762260-500-spasennyh-detej-v-god-kardiohirurg-rasskazala-kak-novorozdennyj-vyzil-posle-tazeloj-operacii/

pixel