KZ

Кто встал на рельсы войны против Актюбинского рельсобалочного завода

Правоохранительные органы в последние два месяца ведут активную выемку документов на Актюбинском рельсобалочном заводе (АРБЗ). Причем круг запрашиваемых документов все время расширяется. Под угрозой стабильная работа предприятия, а в дальнейшем это может повлечь за собой его остановку. Между тем, это уникальный инновационный завод стоимостью свыше 400 млн долларов, построенный по инициативе президента Казахстана.

Кто встал на рельсы войны против Актюбинского рельсобалочного завода
фото arbz.kz: UGC

Строительство было завершено в кратчайшие сроки - начато в мае 2013 года и уже 6 июня 2016 года подписан акт госэкспертизы. В соответствии с Посланием главы государства, с пуском завода де-факто в РК был создан новый сектор инновационно-индустриальной экономики. Сегодня АРБЗ полностью закрывает потребность железнодорожной отрасли государства в рельсах.

Только один факт говорит о том, насколько выгодно Казахстану иметь собственное предприятие по этому профилю – контрактная цена на рельсы АРБЗ значительно дешевле той, по которой АО «НК «Казахстан темир жолы»» (КТЖ) ранее приобретало их у иностранных поставщиков. Не менее важно, то, что рельсы ТОО «АРБЗ», единственном заводе бывшего СНГ, на ряду со стандартными длинами, выпускаются для нужд КТЖ и 120 метровой длины. Также возможен выпуск рельсов иных категорий качества – для совмещенного скоростного движения, низкотемпературной надежности и т.д. Завод, как инновационный индустриальный проект года, был отмечен высокой наградой – «Алтын Сапа», которая была получена генеральным директором из рук главы государства. А качество рельсовой продукции завода подтверждено сертификатами.

Мы связались с первым заместителем гендиректора предприятия - Маратом Ибрагимовым и попросили его прокомментировать ситуацию.

- Марат Ядыкарович, АРБЗ построен по инициативе президента страны Нурсултана Назарбаева, который дважды посетил ваш завод, а также в рамках телемоста запустил и благословил его работу. И тут такой прессинг со стороны правоохранителей. Что послужило поводом?

- Действительно, ситуация абсурдная. Лично я затрудняюсь судить о том, что именно стало поводом для проводимых проверок. Я оперирую фактами - инвесторы вложили в проект 400 млн долларов. Во время строительства завода финансирование проекта было более, чем прозрачным и проводилось под контролем международного финтехконтролера, которым является международная организация Кови Консалтинг, аккредитованная Банком Развития Казахстана (БРК). В результате мы осуществили полное импортозамещение для стратегически важной отрасли. При этом было создано более 800 рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта, это несколько тысяч. Налоговые отчисления в бюджет с момента ввода завода в эксплуатацию уже превысили 12 млрд тенге. Это с лихвой компенсировало затраты госбюджета на строительство внешней инфраструктуры завода по государственной программе ГПФИИР, которая остается в собственности государства.

Эта подозрительная история началась в августе 2018 года с проверки Главной транспортной прокуратурой РК (ГТП). Прокуратура инициировала проведение налоговых проверок, в том числе по периоду, который ранее уже был проверен. При этом, причина проверки была заявлена весьма расплывчато - со ссылкой на поручение Генпрокуратуры РК ГТП вынесла постановление о производстве проверки: «о применении законодательства по государственному имуществу, техническому регулированию и иного законодательства РК, а также соблюдения интересов государства при финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. реализации проекта строительства рельсобалочного завода…».

Как говорят в таких случаях, дьявол кроется в деталях, поскольку фраза «и иного законодательства РК», по сути дает неограниченные полномочия проверяющим структурам.

Данная проверка проводилась в течение месяца, было затребовано огромное количество документов, поэтому мы вынуждены были отвлекать в помощь финансово-экономическому блоку для копирования этих документов дополнительное количество специалистов других подразделений.

Тем не менее, в начале сентября, последовали ряд постановлений ГТП о выемке документов по проекту строительства в связи с возбужденным уголовным делом, но не в отношении ТОО «АРБЗ». И такие выемки продолжаются уже в течение двух месяцев. Порой действия правоохранительных органов нам не понятны, так как изымаются документы, относящиеся к текущей операционной деятельности компании, такие как командировочные расходы, авансовые отчеты, факты оплаты за аренду квартир и т.д.

Кстати, последнее постановление, выданное прокуратурой, касается уже документов по текущей операционной деятельности предприятия, что весьма похоже на вмешательство в деятельность товарищества.

Насколько я знаю, выемка документов идет практически у всех наших бывших и действующих деловых партнеров. Эти действия по сути направлены на дестабилизацию деятельности завода, и как худший вариант - полную его остановку, - говорит Ибрагимов.

- Вы сказали о возможных тяжелых последствиях для работы предприятия от этой перманентной проверки? Что конкретно имели вы ввиду?

- Во-первых, информация о бесконечных проверках АРБЗ и его партнеров обрастает слухами и подрывает деловую репутацию завода. А на данном этапе нам это особенно важно, так как мы выходим на новые рынки в условиях жесткой конкуренции со стороны российских, украинских и западных производителей. АРБЗ уверенно продвигается на рынке рельсовой продукции бывшего СНГ - поставлено более 40 тысяч тонн продукции в Узбекистан, РФ, Беларусь, Кыргызстан и Туркменистан. Кроме того, завод готовится к выходу на европейский рынок, начато освоение рельсов по евростандарту – Е60 1 и Е60 2! Подчеркну, что в железнодорожной отрасли главное - бесперебойность поставок, и в нынешней ситуации наши заграничные партнеры могут отказаться от контрактов. А потенциальные - не захотят иметь с нами дело.

Также, многие компании, госорганы проверяют в связи с сотрудничеством с нашим заводом. В свою очередь их это тоже нервирует, и они могут пересмотреть условия своих договоров с нами в невыгодном для АРБЗ свете – всем необходимы стабильность и гарантия выполнения обязательств, в связи с этим я допускаю возникновение серьезных убытков для деятельности завода.

И очень важен финансовый момент – если дела пойдут и дальше в том же направлении, не исключено, что кредитовавшие нас банки (БРК и Сбербанк) увидят в этом риски по выполнениям наших долговых обязательств и решат объявить нам дефолт. А это гарантированный крах предприятия, - считает Марат Ядыкарович.

Как сообщил в телефонной беседе глава профсоюза АРБЗ Акниет Алданазаров, 90% работников завода - казахстанские граждане, и самое главное для заводчан - это стабильность работы предприятия.

- К примеру, заработная плата с момента пуска завода выплачивается регулярно, она одна из самых высоких в Актюбинской области. Доля работников до 30 лет составляет около 40%. Многие из них прошли практическое обучение на рабочих местах, повысили квалификацию.

Вообще руководство ТОО «АРБЗ» особое внимание уделяет профессиональному обучению и повышению квалификации работников. В частности, для этого привлекаются иностранные специалисты прокатного производства, также заключен договор о сотрудничестве с филиалом Московского института стали и сплавов (МИСиС).

Хочу отметить, что в 2017 году с тружениками завода был заключен коллективный договор, создана профсоюзная организация. У нас введено бесплатное питание работников, доставка до места работы и домой, производятся единовременные выплаты при рождении ребенка, по потере близких родственников, помощь многодетным семьям и т.д.

Обеспокоенность работников вызывает то, что уже в течение двух месяцев происходят многочисленные проверки и выемки документов. Такая ситуация невольно наталкивает на мысли, что с заводом не все хорошо и возможно, что в случае усиления этих воздействий начнутся перебои в работе. Это ставит под сомнение своевременные выплаты заработной платы. На заводе есть многодетные семьи, многие оформили ипотечные и иные кредиты, будучи уверенными в своем будущем, которое, в первую очередь, заключается в стабильной работе предприятия. Ни в коем случае нельзя допустить сбоев в работе коллектива завода. Мы рассчитываем, что наш голос будет услышан руководством страны, - отмечает Алданазаров.

От автора: Таким образом, действия правоохранителей идут вразрез с указаниями президента РК об особо бережном отношении к инвесторам, создающим новые инновационные, экспортоориентированные предприятия, которые повышают индустриальную мощь государства.

Резюмируя сказанное, можно сказать: в этой ситуации все окажутся в проигрыше: государство, возможно, потеряет 800 постоянных рабочих мест, а бюджет может лишиться стабильных налоговых выплат.

В безусловном проигрыше окажутся в этом случае инвесторы, вложившие свыше 400 млн долларов в проект, а из-за резкого падения курса тенге их долговые обязательств возросли и так более чем вдвое.

В минусе и банки – они могут потерять надежного заемщика, стабильно обслуживающего кредит.

НК КТЖ будет вынужден снова покупать за валюту рельсы более низкого качества втридорога за границей, и в порядке живой очереди и только зимой…

- В таком случае, вообще кому может быть выгодна это тупиковая ситуация?

- Я не могу утверждать, что это делается специально в чьих-то интересах – отвечает первый заместитель гендиректора АРБЗ. - Но все это, уж точно не в интересах Казахстана. А вот кому это выгодно очевидно - это на руку нашим иностранным конкурентам, доминировавшим до появления АРБЗ на этом международном рынке и рынке РК в частности.

От автора: Мы оставляем открытым вопрос – могут ли быть казахстанские госорганы вольным или невольным орудием в руках конкурентов отечественных инновационных предприятий?

Автор: Дмитрий Сергеев

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1762005-kto-vstal-na-relsy-vojny-protiv-aktubinskogo-relsobalocnogo-zavoda.html

Автор: Команда Nur.kz
Кто встал на рельсы войны против Актюбинского рельсобалочного завода