Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Правда и мифы о казахстанском топливе

Опубликовано:

О топливе на казахстанских АЗС существует немало мифов и стереотипов. Но можно ли считать их сколько-нибудь правдивыми? Давайте разбираться.

Правда и мифы о казахстанском топливе

Миф: российский, и вообще импортный бензин лучше отечественного.

На стелах отдельных сетей АЗС стоимость топлива зарубежных марок выше ценников на отечественное. До недавнего времени такая политика могла бы считаться справедливой, потому что в соседней России многие заводы завершили модернизацию и начали выпуск топлива класса К5 раньше, чем в Казахстане.

Вместе с тем отметим, что на сегодняшний день на территории Республики Казахстан осуществляется производство и обращение светлых нефтепродуктов, соответствующих экологическим классам К4 и К5.

На сегодняшний день производство всех светлых нефтепродуктов казахстанских заводов соответствует экологическому классу К4 - К5.

Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы выпускают топливо по единым стандартам (дизельное топливо по ГОСТ 32511-2013, бензин по ГОСТ 32513-2013), гармонизированным со стандартами производства топлива в России и Европе.

То есть говорить о том, что казахстанское топливо чем-то уступает импортному – уже некорректно, поскольку отечественное топливо выпускается по тем же стандартам и полностью отвечает всем требованиям.

Что такое экологический класс топлива?

Понятие «Экологический класс» исходит из «Всемирной топливной хартии», принятой в 1998 году и подписанной крупнейшими мировыми производителями автомобилей и нефтепродуктов. Можно сказать, что тогда упомянутые производители договорились присвоить существовавшему на тот момент в Европе топливу класса «евро 0». С тех пор Хартия не раз обновлялась. Скажем, ее редакция от 2013 года предъявляла новые, более жесткие требования к топливу с приставкой «био» и устанавливала стандарт «евро 6». В Таможенном союзе, куда входит Республика Казахстан, действуют отдельные Технические регламенты, которые устанавливают не менее жесткие требования к безопасности топлива. Так, с 2018 года в нашей стране производится топливо классов К4-К5, которые соответствуют стандартам «евро 5».

Миф: дизель – это «отходы» бензинового производства.

Очень устойчивый для казахстанских обывателей миф. Возможно, он основан на остаточных воспоминаниях о школьном курсе химии или физики, когда на схематичном изображении ректификационной колонны при переработке нефти школьники видели, что топливные фракции дизельного топлива, из которых состоит этот вид топлива, находятся ниже бензиновых фракций.

Однако далеко не все принимают во внимание, что принципы работы бензиновых двигателей и дизельных различаются. О чем мы говорим? Первые работают с искровым зажиганием, вторые – по принципу самовоспламенения распылённого топлива с воздухом при сжатии. И потому для каждого вида двигателей нужно топливо с разными характеристиками.

Для наглядности давайте приведем пример: вы же не будете сравнивать легкий летний сарафан с утепленным зимним пуховиком?

Так же и с топливом: для качественной работы бензиновых двигателей важно, чтобы топливо состояло из более легких фракций. А чтобы при сжатии дизельный двигатель работал оптимально, состав топлива должен быть совершенно другим. Да, дизель «тяжелее» бензина, однако сегодня это такой же продукт высокотехнологичного производства. Тем более, что все заводы сегодня выпускают дизель класса К4-К5.

Миф: на АЗС недоливают топливо

Нормативными документами на территории РК (МИ 1864-88 «Колонки топливораздаточные. Методика поверки) на топливо-раздаточные колонки установлены пределы допустимой погрешности (например, 50 мл на 10 литров). Периодичность поверки – 1 год. Вместе с тем, некоторые компании, например, сеть АЗС «КазМунайГаз», предъявляют к своим ТРК более жесткие требования и проводят поверку ТРК не один раз в год, а дважды.

Миф: качество топлива на АЗС разных брендов отличается

Мы уже говорили о том, что казахстанские НПЗ после завершения модернизации производят современное топливо экологического класса К4-К5. То есть на выходе с казахстанских нефтеперерабатывающих заводов топливо полностью соответствует требованиям ГОСТ (бензины по ГОСТ 32513-2013, дизельное топливо ГОСТ 32511-2013) и Технического регламента Таможенного союза «ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

И для того, чтобы сохранить заводское качество топлива до бензобака потребителя, каждая сеть АЗС должна проделать серьезную работу. Во-первых, контролировать качество продукта на каждом этапе – принимая из вагонов-цистерн на нефтебазе, в резервуарах нефтебазы, при наливе из резервуаров в автоцистерны, а затем – в резервуары непосредственно на АЗС.

Во-вторых, жестко соблюдать технологию хранения и транспортировки. Топливо – продукт достаточно требовательный и даже «капризный», потому что любое отклонение от технологических нормативов приводит к снижению качества. То есть оставил открытым резервуар – бензин испарился и окислился, и соответственно его октановое число немного изменилось. Не провел вовремя очистку резервуара – появились механические примеси…

В сети АЗС «КазМунайГаз» технология соблюдается максимально жестко: топливо, поступающее на нефтебазы, проверяется сразу «на входе», потом – еще раз, спустя всего два часа после налива в резервуар. Во время хранения на нефтебазе пробы топлива ежемесячно отправляются в лаборатории, чтобы исключить даже гипотетический риск снижения качества. Еще две проверки топливо проходит перед транспортировкой на АЗС и сразу при поступлении на конкретную заправочную станцию. То есть мастер АЗС, прежде чем подписать документы на прием топлива, маркирует отобранные из бензовоза пробы топлива, которые хранятся в специальном ящике до поступления новой партии. Отметим, что проверки самих АЗС проводятся ежемесячно.

На протяжении всего пути топлива с завода до «пистолета» за качеством топлива сети АЗС «КазМунайГаз» следят аккредитованные лаборатории Испытательного центра компании, расположенные в Астане, Алматы и Атырау. Они полностью оснащены современным оборудованием, позволяющим максимально точно определять технические параметры топлива на соответствие стандартам. Именно в них проводят испытания всех отобранных на нефтебазах и АЗС сети по всему Казахстану проб топлива. В год лаборатории проводят более 200 тыс. испытаний топлива.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1745376-pravda-i-mify-o-kazahstanskom-toplive/

pixel