Казахстанцев научили вести семейный бизнес без больших вложений
Опубликовано:
Многих казахстанцев наверняка не раз посещала мысль: «вот открыть бы свое дело». Но всегда находятся причины в пользу отказа от этого решения – нет денег для начального капитала, нет надежных партнеров. Ассоциация семейного бизнеса Казахстана с партнерами решили опровергнуть эти стереотипы.
Ассоциация провела обучающий проект для поддержки и развития семейного бизнеса, в котором приняли участие более трехста предпринимателей из 12 регионов и 8 городов Казахстана. При этом у некоторых участников не было не только какого-либо бизнеса, но и идеи, чем можно было бы заняться.
Одним из таких примеров оказался стартап семьи Син – супружеская пара запустила бизнес по производству фруктовых чипсов и пастилы – их продукция за короткие сроки стала пользоваться популярностью. Ребята даже нашли партнеров и организовали доставку в другие города Казахстана.
«Мы не знали, чем хотим заниматься. Я стараюсь постоянно учиться чему-то новому, самосовершенствоваться. Супруга – домохозяйка, находится в декрете. Мы решили сделать что-то общее и пришли на проект. Почерпнули здесь много полезной информации, которую не всегда можно получить даже за деньги. И главное, ее можно было применить на практике.
Мы решили заниматься производством фрипсов – фруктовых чипсов. Технология их сушки позволяет сохранять вкус и полезные вещества, витамины. Вложения были небольшие – сначала приобрели сушилку – 50 тысяч тенге. Затем – фрукты, потом купили упаковку, этикетки, создали страничку в инстаграме... Общая сумма вложений составила около 100 тысяч тенге, а оборот в месяц – около 200 тысяч тенге! Сейчас мы сотрудничаем с интернет-магазинами и иными партнерами в Астане, наладили доставку по стране», - рассказал Виктор Син.
Жанар Байболова – молодая мама в декрете – напротив, уже четыре года занимается бизнесом по пошиву женских сумок и детских рюкзачков. Однако раньше возникали кое-какие вопросы - например, из-за того, что производством занимались швеи-надомницы, трудно было контролировать качество изделий. «Я все переосмыслила благодаря проекту и «рестартанула». Были моменты, когда мне не хватало знаний, но теперь я с новыми планами и большей уверенностью собираюсь открыть ателье», - сообщила Жанар.
К слову, как сообщили организаторы проекта, подавляющее большинство участников составили женщины в возрасте 25-55 лет – 78%! Это говорит о том, что женщины все больше стараются быть независимыми и самостоятельно зарабатывать, даже находясь в декретном отпуске.
Одними из первых, кто поддержал проект стали Совет деловых женщин, НПП «Атамекен», Банк Хоум Кредит и AlmaU.
«Наш Банк более 5 лет активно реализует проекты, направленные на повышение финансовой грамотности населения. Поэтому, мы с удовольствием выступили партнером данной инициативы. На финансовых сессиях наши сотрудники делились своими знаниями, рассказывали, как правильно распределять средства, как составлять бюджет и на что необходимо обращать внимание. Мы рады, что наш слоган «для лучшей жизни» нашел яркое отражение в этом проекте, способствующем претворению мечты и планов в реальность», - прокомментировала менеджер по связям с общественностью Банка Хоум Кредит Э. Нурбаева.
Она сравнила малый бизнес с ребенком, которому необходима забота близких людей. Потому семейный бизнес привлекателен тем, что близкий человек будет с душой относиться к делу, считает представитель банка.
Проект венчало награждение самых активных участников, которые получили денежные гранты на дальнейшее развитие бизнеса – 100 тысяч тенге, 150 тысяч и 250 тысяч тенге. Так, грант на наибольшую сумму получила творческая семья из Алматы – семья Архаровых. Супруги и их сын и дочь – музыканты, их творческий бизнес процветает уже много лет, вот только в последнее время возникли различные вопросы, которые удалось урегулировать после прохождения тренингов. Пожалуй, это самый яркий пример семейного бизнеса.
Председатель координационного совета Ассоциации семейного бизнеса Яна Исакова уверена – вести дело не только можно вместе с родственниками или членами семьи, но и нужно. «У нас сильны национальные традиции, нам сам бог велит заниматься именно семейным предпринимательством. Нередко предприниматели стесняются задавать вопросы, вместо того, чтобы решать проблему, они будут жить с ней. Мы стараемся научить их общаться, озвучивать свои проблемы. Кроме того, мы стараемся сломать стереотип, что на открытие бизнеса нужны какие-то сумасшедшие деньги – примеры показывают, что это не так. Также нужно не бояться ошибаться», - рассказала Яна Исакова.
У каждого предпринимателя своя семья и своя история. Каждый блеснул незаурядными способностями и возможностями, но главное, каждый из них еще больше поверил в свои силы когда-нибудь преобразовать свой малый бизнес в большой.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1714256-kazahstancev-naucili-vesti-semejnyj-biznes-bez-bolsih-vlozenij/