KZ

Прорыв 2017 года: первые казахстанские электробусы

В декабре 2016 года Президент РК Нурсултан Назарбаев высказался по поводу электротранспорта: «Я мечтаю, чтобы весь Казахстан ездил на электромобилях».

В 2016 году Научно-технологическим центром «Парасат» (под руководством Satbayev University) и китайской компанией Higer был создан совместный проект Higer Quazar. Завод был построен на территории региона Алматы за рекордно короткий срок, в течение четырех месяцев со дня основания совместного проекта.

Особенностью Казахстанской модели является инновационная батарея последнего поколения, которая позволяет без замены эксплуатировать электробус 10-12 лет в режиме городского автобуса. И, пожалуй, самое удивительное, что автобус заряжается всего за 10 минут. Запас хода такого транспорта можно адаптировать под запросы заказчика.

«Сегодня мы готовы предложить автобусы с запасом хода от 70 до 300 километров» - заявил генеральный директор завода Шаймерденов Жомарт.

На сегодняшний день это единственный серийный электробус, получивший сертификат «Одобрения типа транспортного средства» и разрешенный к эксплуатации в странах Таможенного союза. Кроме того, качество производства было оценено Европейской комиссией, после чего был также получен Европейский сертификат.

Появившиеся отечественные электробусы Higer Quazar быстрыми темпами завоевывают всеобщее признание и выходят на международный уровень.

В рамках международной выставки ЭКСПО-2017 при поддержке акимата города Астаны и АО Фонда недвижимости «Самрук-Казына» для жителей и гостей столицы был организован экскурсионный маршрут. Казахстанские электробусы показали себя, как высокотехнологичный качественный продукт, и получили народное признание.

Летом 2017 года во время визита Главы государства Нурсултана Назарбаева в город Тараз был презентован и получил свое одобрение первый серийный казахстанский электроавтобус.

После этого делегация во главе с акимом Жамбылской области Каримом Кокрекбаевым в рамках рабочей поездки в Китайскую Народную Республику посетила промышленную зону Higer в городе Сучжоу, где ознакомилась с организацией работы парка электробусов.

В городе Тараз благодаря поддержке акима области будет запущен проект по переходу на экологически чистый транспорт Higer Quazar. В рамках проекта будет создан первый на территории СНГ автопарк, который использует исключительно электробусы.

Также принято решение о строительстве завода по производству электробусов  и запуску отдельной линии по производству батарей в г.Тараз на сумму 3 млрд тенге.

На этом заводе, в отличие от обычной крупноузловой сборки, планируется установить современное промышленное оборудование с большим количеством операций, включая производство батарей и изготовление кузовов.

Технологию производства «супер» батарей передает стратегический партнер - компания Microvast и крупнейший научно технологический альянс в области энергоэффективности Opti Nano.

«Мы готовы предложить заказчикам железофосфатные батареи, которые дают большой запас хода, но заряжаются относительно долго – это распространенное в мире решение для междугородних автобусов. Кроме того, у нас есть и титанат-литиевая батарея, которая не обладает большой емкостью, но способна заряжаться за 8-10 минут и имеет «жизненный» цикл 10-15 лет. Такое решений сейчас считается самым удачным именно для городских маршрутов. Но самое важное, что мы планируем не покупать их, а собирать у нас на родине в Казахстане. Часть батарей будет применятся в наших автобусах, однако значительная доля производимой продукции будет также ориентирована на экспорт. Например, крупнейшими потребителями батарей во всем мире являются солнечные и ветровые энергогенерирующие станции. Количество таких проектов растет, а, значит, и спрос на системы хранения энергии будет расти ежегодно» - пояснил Шаймерденов Жомарт.

Как известно, некоторые города Казахстана достигают критической отметки по выбросам выхлопных газов, которые несут с собой огромное количество вредных веществ.

Интенсивный рост количества автотранспорта и ненадлежащее соблюдение природоохранных требований владельцами приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Тем самым неизбежно усложняет экологическую ситуацию в городах. Сложившаяся ситуация требует поэтапного перехода к зеленой энергетике, в том числе к экологически чистому транспорту. Количество вредных выбросов электротранспорта составляет 0%. Это позволяет утверждать, что данный вид транспорта является самым сбалансированным решением для городских перевозок.

Казахстанские электробусы уже успели заинтересовать иностранных инвесторов. 10 октября 2017 года между компанией Higer Quazar и правительством Грузии было подписано соглашение о развитии электротранспорта и внедрения электробусов в систему общественного транспорта в такие города, как Батуми и Тбилиси.

Осенью 2017 года компания Higer Quazar была приглашена руководством МосГорТранса, чтобы принять участие в конкурсе на закупку электробусов в Москве.

Столичная мэрия проявила интерес к технологии и высокой экономической эффективности и заинтересовалась более выгодной ценой по сравнению с конкурентами. Напомним, мэр Москвы Сергей Собянин обещал перевести весь общественный транспорт на электро с 2018 года.

«А через три года Москва откажется от автобусов на моторном топливе: будем закупать исключительно электробусы. Экология города значительно выиграет», считает Собянин.

6 Ноября 2017года с наступлением холодов по приглашению акимата Карагандинской области начал работу в тестовом режиме электробус в городе Караганда.

Как известно, неспособность держать заряд при экстремально низких температурах - одна из главных причин, сдерживающих активное внедрение электротранспорта в мире.

Однако специалисты Higer Quazar уверены в обратном. На базе крупнейшего научно-исследовательского центра Satbayev University был разработан ряд решений, позволяющих работать в таких суровых климатических условиях, как северный Казахстан.

По окончанию тестирования будет рассматривается вопрос о внедрении казахстанских электробусов в городскую инфраструктуру, а, возможно, и отдельного парка, который будет использовать только зеленые технологии.

Руководство компании не останавливается на достигнутом. Уже сейчас создано свое собственное конструкторское бюро куда привлечены как Казахстанские инженеры так и зарубежные специалисты мирового уровня.

Здесь конструкторы будут заниматься разработкой своих полностью Казахстанских моделей. На заводе создается первая, в Казахстане роботизированная сварочная линия по производству собственных кузовов. Также уже подписаны соглашения о производстве батарей в Казахстане.

Таким образом производитель может предлагать в своей линейке автобусы разной длины вместимости а также различные энергосистемы на борту, что позволить предлагать заказчикам запас хода до 300километров.

Все эти меры, безусловно дадут возможность максимально обеспечить казахстанское содержание и существенно уменьшить себестоимость выпускаемой продукции.

Генеральный директор Компании «Higer Quazar» Жомарт Шаймерденов отметил: «Очевидно, что у нашей продукции гигантский экспортный потенциал. С момента запуска проекта мы настраиваемся на жесткую конкурентную борьбу на мировом рынке. Что касается методов господдержки у себя в Казахстане, то мы их пока не получали. Я глубоко убежден что пройдет совсем немного времени и наши дети будут воспринимать как шутку то что для того чтобы заправить автомобиль, нам требовалось что то добывать из земли и сжигать в двигателях. Время изменений уже наступило надо принять этот факт и развивать высокотехнологичное производство, а не надеяться на нефтяные запасы нашей родины".

Справка о характеристиках автобуса:

  • Запас хода от 70 до 250км
  • Скорость зарядки от 10минут
  • Количество циклов 20 000
  • Возможность удаленного управления автобусов
  • Способность работать в экстремально низких температурах до -50

 

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1694735-proryv-2017-goda-pervye-kazakhstanskie-el.html

Автор: Малика Тулеубаева
Прорыв 2017 года: первые казахстанские электробусы