KZ

Сады, ковры, "мавзолеи-коттеджи": Зачем казахстанцы превращают похороны в "праздник"

Расcказать Вконтакте

Увидев в алматинском Кенсае многочисленные мавзолеи, больше похожие на коттеджи, в голову невольно приходит мысль о том, что, видимо, с «понтами» теперь принято провожать и в мир иной, сообщает корреспондент NUR.KZ.

По словам работающих в этом некрополе, здесь хоронят представителей элиты и их родственников - отдельно от среднего класса. А тем, у кого нет денег, в Кенсае не достанется ни одного метра, так как стоимость земли на одного человека начинается от 2000–3000 тысяч долларов. Все остальные хоронят своих родных в некрополях Алматинской области.

В Кенсае можно увидеть даже могилы, архитектура которых соответствует духу времени – в 3D. А если быть точнее, то налицо некое соревнование могил.

Стало модным устанавливать высоченные мавзолеи-памятники и известным в стране людям, и неизвестным. Строители утверждают, что используемый для надгробий белый, черный и красный мрамор привозится аж из Италии и Турции.

Многое можно узнать во время обхода некрополя. К примеру, кем был покойник, его должность или потомком какой известной личности он был.

Какой мраморный памятник ставится умершему – это уж вовсе другой разговор.

Здесь похоронены и молодые люди. Но богатая родня постаралась и тут. Чтобы выделиться среди остальных на надгробиях изображены лебедь, журавль, рука, устремленная высь.

Мы даже увидели захоронение в пятьсот квадратных метров, где похоронен всего лишь один человек. Огромное пространство сплошь засажено цветами.

Читайте также: Австралиец о казахах: Я увидел русскоговорящих похожих на китайцев мусульман>>

Мы узнали мнение Мирхата Мадиярова, эксперта-специалиста, долгие годы работающего в сфере религиоведения, о причинах, распространившегося в последнее время "соревнования похорон".

«Мы уже несколько лет поднимаем эту тему, объясняя ее людям. Но, как говорится, «а воз и ныне там». Возможно, люди привыкли к нашим словам, так как особо к ним не прислушиваются.

В связи с этим я даже предложил руководству следующее: на окраине города выделить земельный участок, и всех покойников, как положено, хоронить скромно, по мусульманским обычаям.

Затем, как принято в мусульманских странах или в Америке, для всех по порядку устанавливаются одинаковые надгробные плиты с указанием имени и фамилии, а также даты рождения и смерти. За 50 лет камни поглощаются землей, да и останки покойных исчезают.  

Тогда следующему поколению не придется бегать в поисках свободной земли для похорон. А если все будет продолжаться в том же духе и появятся Кенсай-3, 4, 5, то вскоре некрополь будет размером с наш город. Или, по примеру культурной Европы, построим крематорий?

Читайте также: 20-летняя казахстанка рассказала о трех своих мужьях (фото)>>

Разве через сто лет будет интересно людям, кто лежит в этом мавзолее: генерал, депутат, поэт, государственный деятель или миллионер? На словах вроде все поддерживают, а до дела не доходит. Да и многие наши имамы постоянно поднимают эту тему.

Сейчас после телефонного звонка на пороге твоего дома раньше врача или полицейского появляются люди из ритуального бюро. То есть многие на смерти делают бизнес. Только на прошлой неделе я был на похоронах в Кенсае. Честно говоря, я заметил, что некрополь превратился в некую арену для соревнования среди богатых казахов. И это состязание устраивают не бедные, а состоятельные.   

Соотечественники должны понять, что на том свете должности и звания покойнику ни к чему, потому что их он с собой не заберет. Наоборот, спрос за подобную «показуху» с него будет вдвое строже.

Родственники умершего полагают, что таким образом они заслуживают его благодарность. Истинная же причина такого поведения – лишний повод прихвастнуть своим богатством. На самом деле за это, в первую очередь, перед Божьим судом ответит покойный, а затем – его потомки.         

В шариате сказано, что в дом, где есть скульптура и изображения людей и даже животных, ангел не прилетает. А если не навещает ангел, то дом становится пристанищем нечистых сил. То же самое касается и мавзолеев. Настала пора обсудить эту проблему», – сказал Мирхат Мадияров.

По словам эксперта сейчас на похороны тратятся, как на праздник. К примеру, один алматинский богатей похоронил своего отца за один миллион долларов.

Читайте также: Мужчина привязал жену к лошади и волок по земле в Алматинской области>>

«На поминки, проведенные в дорогом ресторане, пригласил 1 000 человек, заплатив за каждого пришедшего 200 долларов. Для родственников, живущих в отдаленных регионах, нанял чартерный самолет, чтобы доставить тело покойного до некрополя, арендовал дорогущий автомобиль, а на могиле установил высоченный мавзолей.

Таким образом, он потратил один миллион долларов. А сделал ли он доброе дело на такую же сумму при жизни отца? Я видел, как его знакомые, прилетевшие на том самом чартерном самолете, стояли, уткнувшись в свои смартфоны, и даже не бросили горсти земли на могилу отца, сказав, что их костюмы могут запылиться. Все это показывает уровень культуры наших сограждан.

«Пока души мертвых не успокоятся, не будет блага в жизни потомков». Подавляющее большинство эту мудрость понимают по-своему: строят из мрамора мавзолеи, проводят поминки, как праздник. На самом же деле смысл этой пословицы – совершение паломничества от лица покойного, помощь бедным, чтение молитвы. То есть, как настоящий мусульманин показывать хороший пример, совершая богоугодные дела», – пояснил эксперт.

Новости Казахстана
Сады, ковры, "мавзолеи-коттеджи": Зачем казахстанцы превращают похороны в "праздник"
Mailfire view pixel