KZ
Эксперт: Пришло время готовить специалистов нового уровня

Эксперт: Пришло время готовить специалистов нового уровня

Расcказать Вконтакте

Ректор Костанайского государственного университета Хусаин Валиев рассказал о том, от чего зависит успех программы модернизации общественного сознания, передает корреспондент Bnews.kz.

- Хусаин Хасенович, Вы ежедневно общаетесь с молодежью. Насколько молодежь сегодня открыта для реализации инициатив Главы государства?

- Молодежь современного Казахстана – это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в независимой стране. Они патриотичны, инициативны и энергичны. Молодое поколение не помнит, насколько тяжелым был период становления для Казахстана. Развал экономики, политической системы… Великое государство ушло в небытие. Каждая страна бывшего Советского Союза выживала сама по себе. Но государство делало все для создания условий обучения, работы, творческой инициативы и решения социальных вопросов. В этой связи можно вспомнить хорошо известную программу «Болашак». Ничего подобного нет ни в одной стране СНГ! И решение учредить в сложное в экономическом и политическом плане время стипендию было непростым шагом для Президента. Это говорит о его дальновидности. Елбасы всегда говорил о необходимости создания системы раннего выявления талантов, их бережного поэтапного развития от детского сада до научно-образовательных высот. Каждому молодому человеку с детства надо иметь мечту и всю жизнь стремиться к ее осуществлению. Упорно, настойчиво идти к поставленной цели. Подрастающее поколение страны должно стать самым главным нашим национальным проектом и нашим главным казахстанским брендом, чтобы вместе стать Нацией сильных и ответственных людей, сохранить свою культуру.

- Кстати, о Нации сильных и отвественных людей. Как Вы считаете, что нужно для успешной реализации задач, поставленных Президентом в своей программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»?

- Согласитесь, для реализации новых задач нужны новые подходы. Полагаю, что модернизация позволит системно и последовательно решать проблемы качества подготовки кадров, уровня науки, что, в свою очередь, даст возможность более эффективно решать вопросы индустриально-инновационной политики страны. Это наш общий национальный интерес.

Интеллект и образованность нации не возникают из ничего, а аккумулируются в процессе развития общества, что в итоге и определяет будущее страны.

Сегодня перед государством стоит ответственная и очень масштабная задача повышенной сложности. Это задача национальной конкурентоспособности. Мир постоянно движется вперед, и мы не должны отставать, чтобы удержаться на завоеванных позициях. Поэтому важно сделать все необходимое, чтобы жизнь, судьба подрастающего поколения была нашим самым главным приоритетом. И программы трехъязычия, культурного и конфессионального согласия, «Цифровой Казахстан» – это и есть часть нашей конкурентоспособности.

- Роль высшего образования в свете предстоящей модернизации очень высока.

- Вы правы. И развитие системы высшего образования неотрывно от процесса воспитательной работы. Большое внимание Президент уделяет воспитанию у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств. Мы должны выпускать не только профессионалов своего дела, но и нравственно воспитанных людей, патриотов своей Родины. У нас сейчас идет процесс переосмысления задач воспитания в условиях модернизации системы высшего образования. Воспитание не должно стоять отдельным элементом вне учебного педагогического действия, а должно стать неотъемлемой органической составляющей всей педагогической деятельности. Преподаватель не должен воспринимать воспитание студентов как нагрузку, оно должно входить в комплекс его педагогических функций. И это мировоззрение надо вернуть в атмосферу высшей школы. При этом для себя, как ректора крупного регионального университета, я ставлю задачу организовать саму вузовскую среду, внедрить корпоративный дух университета, стимулировать самоуправление студентов, как в сфере учебы и научной деятельности, так и в организации досуга, ведения здорового образа жизни. Мы воспитываем в своих студентах чувство ответственности за свою судьбу, за свой вуз и будущее своей страны. И вместе со знаниями они впитывают в университете дух патриотизма, дух лидерства и гражданской ответственности.

- Как вовлечь молодежь в продвижение идеи «Рухани жаңғыру»?

- В стремлении вовлечь молодежь в жизнь современного общества мы не должны забывать о стержне воспитательных забот – формировании гуманистических ценностей, стремлении к высшему духовному поиску. Во все времена идея патриотизма занимала главное место в духовной жизни общества и всегда являлась особой составляющей в его политической, культурной и исторической деятельности. Воспитание патриотизма, любви к Отечеству – понятия высшего духовного уровня и в значительной степени они зависят от старшего поколения, заинтересованного в сохранности и укреплении идеологического и духовного наследия.

И в условиях всевозрастающих угроз стабильности и безопасности важную роль приобретают вопросы национально-патриотического воспитания. Не секрет, что некий вакуум, образовавшийся в системе идеологического и нравственного воспитания со времен развала Союза, быстро и беспрепятственно стал заполняться комплексом сомнительных западных «ценностей», плодами «доморощенных» идеологов, сводящих к руинам все, что было создано и накоплено в прежние годы.

И здесь, на мой взгляд, особая роль принадлежит школьному образованию и воспитанию. На передовом рубеже решения этих проблем должны находиться педагоги, поскольку во многом именно от них зависит, каким будет «генотип» новых поколений казахстанцев, их мировоззрение и национальное самосознание.

Считаю, что к числу гуманитарных задач, которые нам предстоит решить, следует отнести направления, имеющие судьбоносное значение для укрепления государства и процветания нации, – сохранение исторической памяти, возрождение национального самосознания, формирование широкого мировоззрения. Ведь сегодня люди в стремлении преодолеть оторванность от своих корней склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях исторической памяти своего народа. Поэтому считаю, что программа «Культурное наследие», инициированная Главой государства, стала беспрецедентной в истории Казахстана гуманитарной акцией, приоритетом культурной политики. А высокая культура – показатель прогресса нации.

Главная цель третьей модернизации Казахстана – войти в тридцатку развитых стран мира. Поэтому начатые народом Казахстана масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Акцент делается на кадрах. Поэтому в современном обществе формируются и действуют принципиально новые требования к образованию, общество требует инновационного подхода к системе образования. Общество хочет быть уверенным в том, что требования к качеству обучения, во-первых, соответствуют уровню, необходимому в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников, и, во-вторых, строго выполняются. Поэтому считаю, что пришло время готовить специалистов качественно нового типа: инициативных, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, владеющих иностранными языками, легко адаптирующихся к изменениям и быстро осваивающих новую технику и технологию современного наукоемкого производства. Тогда мы сможем говорить о себе как об обществе новой формации.

Источник: Bnews.kz

Новости Казахстана
Mailfire view pixel