155553 Продовольственный рынок города оценили в 2,5 млрд долларов Общество

$1,5 млрд отдают алматинцы за импортные овощи и фрукты

Модное словосочетание "продовольственный пояс" возникло не сразу. Практически все кабмины Казахстана в свое время объявляли войну росту цен на плодоовощную продукцию. $1,5 млрд отдают алматинцы за импортные овощи и фрукты

Еще правительство Даниала Ахметова выпустило судьбоносное постановление "О дополнительных мерах по стабилизации цен на потребительском рынке". Ряду ведомств и акиматам предписывалось принять меры "по недопущению необоснованного роста тарифов на нефтепродукты, газ, электроэнергию, услуги железнодорожного транспорта, услуги естественных монополий". Но мы помним: не прошло и полгода после выхода в свет этого документа, как все области Казахстана получили новые, более высокие тарифы на газ, тепло, электроэнергию…

В 2007 году борьбу с ценами продолжил Карим Масимов. "Ключевой сейчас для нас вопрос – удержание низкой инфляции весной и летом. Это мы можем осуществить за счет снижения цен на овощи, фрукты и другие продукты питания", – заявил К. Масимов сразу после вступления в должность премьер-министра.

Ключевой сейчас для нас вопрос – удержание низкой инфляции весной и летом. Это мы можем осуществить за счет снижения цен на овощи, фрукты и другие продукты питания

Прошло три года. Казахстан по-прежнему зависит от зарубежных баклажанов и огурцов. В структуре инфляции за первые четыре месяца этого года больше всего выросла цена на продовольственные товары. Рост цен в апреле 2010 года к декабрю 2009-го составил 4,7%, что в два раза выше уровня цен за такой же период прошлого года.

Больше всего подорожали: фрукты и овощи (16,5%), сахар (9,3), мясо (5,5), яйца (5,3) и молочные продукты (4,0%). Это несмотря на то, что уже три года нам сообщают о "несомненных успехах в создании продовольственных поясов вокруг крупных городов республики".

Самый большой и самый дырявый пояс, разумеется, у южной столицы. По словам акима Алматы Ахметжана Есимова, ежегодный продовольственный рынок города сегодня оценивается в 2,5 млрд долларов. Из них только миллиард покрывается собственной продукцией. Полтора миллиарда уходит в зарубежье.

Алматинская область на сегодняшний день может удовлетворить потребности только по четырем основным продуктам. Это мясо птицы, яйца, лук и сахар. По тринадцати позициям обеспечение составляет 15% и выше.

Это молоко, молокопродукты, говядина, баранина, конина, свинина, картофель и все овощи.

Как считает алматинский мэр, ответственность за пассивное развитие государственного проекта в наибольшей степени несет национальный холдинг "КазАгро". На последнем совещании по проблемам пресловутого "продпояса" Есимов высказался более чем прямо: "Куда уходят миллиарды "КазАгро"? В какие регионы и по каким направлениям? Что конкретно мы сделали по линии "КазАгро", чтобы обеспечить Алматы и Астану? Какой институт за это время что-нибудь сделал? И какой результат мы получили?"

В свою очередь и Счетный комитет недавно выразил недовольство инвестиционной политикой холдинга: по состоянию на 1 января 2010 года из 82 проектов, запланированных на 2009–2010 годы, реально запущено только 20 проектов...

Упреков в адрес "КазАгро" – целый список. Здесь и отсутствие качественной экспертизы кредитуемых проектов, и нарушения сроков их реализации, и самое главное – завышение ставок вознаграждения.  Средства облигационного займа, заимствованные у Национального фонда, выдавались по ставке 12% годовых. А на уровне нацхолдинга ставка вознаграждения устанавливалась в размере 1,02%, на уровне дочерних организаций – 6,98%. О какой заемной активности товаропроизводителей может идти речь? И чему удивляться, что за последний год от алматинских аграриев поступило всего 25 заявок?

Есть еще один серьезный вопрос. Зачем городить огород, придумывая разные "пояса", когда существует никем не отмененное постановление правительства "О мерах по насыщению внутреннего рынка республики плодоовощной продукцией" трехгодичной давности?

Оно предусматривало расширение производства овощей и фруктов в северных регионах, организацию торговых площадей, мест для оптовой торговли, складской инфраструктуры, развитие тепличного хозяйства; вводился запрет на безосновательные остановки и проверки транспортных средств, перевозящих свежие овощи и фрукты.

Еще в 2007 году Минсельхоз объявлял о возмещении 40% затрат тем фермерам и сельхозформированиям, которые были готовы увеличить площади, отведенные под плодовые культуры и виноград. Аграриям, готовым внедрять в своих хозяйствах капельное орошение, планировалось субсидировать до 80% затрат на полив.

Руководство МСХ заверяло, что действующие для других сельхозпроизводителей лизинговые программы будут распространяться на приобретение техники для выращивания овощей, плодовых насаждений, обработки виноградников. Программой предусматривался и лизинг на 7 лет под 4% годовых.

Однако предложенные шаги практически не дали результата, и цены на свежие фрукты и овощи держались и держатся на достаточно высоком уровне. Почему не выполнялось и не выполняется постановление?

На очередной шквал критики "КазАгро" и Минсельхоз уже отвечают не менее весомо: во всем виноваты акимы областей. Так, вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев считает, что есть два недостатка в совместной работе "КазАгро" с регионами:

К сожалению, сегодня сам холдинг "КазАгро" и его дочерние компании работают, как банковская структура. Но в жизни оказывается все гораздо сложнее

– К сожалению, сегодня сам холдинг "КазАгро" и его дочерние компании работают, как банковская структура. Но в жизни оказывается все гораздо сложнее. То сырьевой базы нет, то кормовой базы нет, то специалистов нет, то в неправильном месте объект поставили… Нужно не просто запускать проекты, не просто разрезать ленточки, а доводить каждый проект до проектной мощности. Один холдинг "КазАгро" эту задачу однозначно не выполнит. В этой связке должны работать и акимат области, и акимат сельского округа. Вторая сторона вопроса – финансовая. Когда принимается решение о финансировании того или иного заемщика, местный исполнительный орган обязательно должен быть в курсе. Потому что мы видим случаи, когда аким района разводит руками и говорит: "А я не знал, что этот проект будет здесь. Здесь кормов нет, эпизоотическая ситуация не та и вообще у людей скота нету..."

Словом, у каждой стороны есть и претензии, и аргументы.

Без сомнения, руководство южной столицы, областная администрация, Минсельхоз и, видимо, "КазАгро" придут к окончательному решению. Только случится это не раньше осени. А там и до весны недалеко. А потом – снова до осени…

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 5

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .