152827 Эксперты обсудили школьный менеджмент Общество

Казахстанских абитуриентов сравнили с советскими семиклассниками

На тему "Школьный менеджмент: эффективное управление и качественное образование" Клуб Института политических решений провел очередное заседание с участием директоров частных и государственных школ, представителей высших учебных заведений, образовательных НПО и журналистов-обозревателей.

Казахстанских абитуриентов сравнили с советскими семиклассниками
Фото из архива Vesti.kz

На заседании эксперты проанализировали примеры из практики эффективного управления школой, обозначили основные проблемы школьного управления и образования, определили необходимые меры для повышения качества управления школьной организацией на сегодняшний день.Начиная очередное заседание клуба, модератор Ерлан Смайлов, обозначил тему дискуссии: "Сегодня скорость трансформации общества и экономики существенно превышает скорость трансформации системы образования. Обычная средняя школа не вписывается в новую реальность становления рыночной экономики и гражданского общества, она отстает по скорости изменений. Можно сказать, что у нас сегодня модель образования не ученико-центричная, а административно-центричная".

У нас есть Концепция менеджмента качества, в которой есть аксиома: 98% успешности зависит от управления и только 2% – от исполнителей

"У нас есть Концепция менеджмента качества, в которой есть аксиома: 98% успешности зависит от управления и только 2% – от исполнителей. У нас директорами школ работают не менеджеры, а бывшие учителя, которые прекрасно справляются со своими обязанностями. Сегодня идет обсуждение проекта Программы образования 2011-2020 гг., где есть три больших пункта – это инвестиции, улучшение качества и выход на мировой уровень. Мы сейчас как раз работаем над моделью управления специально для руководителей государственных школ. На сегодняшний день мы собрали 780 примеров опыта, где только лишь по управлению более 120", - рассказала Гульсара Мендыгалиева, представитель республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования."Я рада, что начинается что-то меняться в образовании. У нас появляется новая программа, которая включает, прежде всего, новый менеджмент. Это попечительские советы. Вице-премьер сказал, что форма есть, но все протестуют против этого. Директор не может понять, что эти советы являются защитниками школы. Ведь у нас по 30-40 проверок проходят в школах каждый год. Это насилие над школой, когда директору некогда говорить человеческим языком. И директор боится. Насилие над школой и образованием происходит с первого класса, а в одиннадцатом у нас вообще никто не учится – потому что школа работает на то, чтобы выдать государству какой-то процент или оценку. Дети прекращают учиться в одиннадцатом классе, потому что понимают, какой предмет им нужен, и им нужно получить хорошую оценку, нужно сдать ЕНТ. Самое страшное, когда директора после девятого класса выгоняют (отстающих) детей, только из-за того, чтобы школа не потеряла свое лицо. У нас некому защищать детей", - высказала свое мнение Марианна Гурина заместитель председателя ассоциации родителей РК.

Насилие над школой и образованием происходит с первого класса, а в одиннадцатом у нас вообще никто не учится – потому что школа работает на то, чтобы выдать государству какой-то процент или оценку

Ирина Смирнова, председатель Алматинского филиала республиканского общественного объединения учителей и преподавателей "Ар-намыс", считает следующее: "Наша система образования очень закрыта и авторитарна. Сейчас говорят: "Почему нет развития?" Эта система оберегает сама себя, чтобы себя не подкосить. Если заменить чиновников, которые находятся наверху, то ничего не изменится. Сама структура такова, что общество не допускается к решению каких-либо вопросов, даже незначительных. К обществу даже не прислушиваются. И если какая-то рекомендация дается, то делается наоборот, мол, вы рекомендуйте, но мы вас слушать не будем никоим образом. И поэтому попечительский совет, о котором говорят, он никому не интересен, и никто не будет слушать его советы. Директор школы поставлен в жесточайшие, страшные условия. Сверху на него давят нормативные документы, снизу на него давит недостаток финансирования и то, что он собирает средства, чтобы закрыть эти бреши"."Абитуриенты, которые поступают к нам на первый курс, по уровню знаний, навыков, образования соответствуют уровню 7-8 класса советских времен. Наши коллеги за рубежом исключительно правы в том, что есть дифференциация в средней школе. В основе нашей модели образования должна быть дифференциация: по способностям или другим критериям надо разделять уже после 4-го класса. Почему? Например, в США, 75% не поступают в высшие учебные заведения, но они счастливы, они относятся к среднему классу, имеют высокий уровень дохода и нашли себе место в жизни. Видимо, гражданское общество нацелено именно на формирование личности по способностям, а не по желанию", - сказал декан географического факультета КазНУ им. аль-Фараби Шарипжан Надыров.

Абитуриенты, которые поступают к нам на первый курс, по уровню знаний, навыков, образования соответствуют уровню 7-8 класса советских времен

"Качество образования на 90% зависит от эффективности управления. Эффективность управления зависит от системы управления. Если правильно выстроена система, могут ли быть неэффективно управляемые школы? Могут. А если неправильно выстроена система, могут ли быть эффективно управляемые школы? Тоже могут. Если качество с каждым годом ухудшается, значит, это неэффективно управляемая система. Если качество повышается, в общем, в системе, значит, это эффективно управляемая система. В нашей, неэффективно управляемой системе есть хорошие школы, и за это нужно благодарить только директоров. Это случайность", - считает президент Международной академии бизнеса Асылбек Кожахметов.

Высказал свое мнение и писатель Канат Кабдрахманов: "Если мы будем пытаться продолжать имитировать Западную Европу или США, у нас ничего не получится. Это дорога в тупик. Как бы мы ни старались подражать высокоразвитым цивилизациям и имитировать их стили поведения, их стили жизни, их философии, у нас ничего не получится".

Подводя итоги заседания, Ерлан Смайлов отметил, что: "Мы хотели сконцентрироваться на школьном менеджменте, но всплыла масса неразрывно связанных проблем. Мы видим то, что есть успешные кейсы современных школ, которые могут рассматриваться как пример. Есть управленческий опыт, который изучается в Институте повышения квалификации учителей. Тем не менее, проблемы с менеджментом есть. Они как следствие. Как говорил Жванецкий, "все борются с плесенью, но никто не борется с сыростью"".

Источник: Today.kz

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 31

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .