149834 Вице-министр транспорта рассказал о цене проезда по платным трассам Общество

Когда в Казахстане появятся современные автобаны?

Тысячи километров дорожных артерий страны оставляют желать лучшего, это касается как их качества, так и безопасности. Каковы перспективы развития автодорожной отрасли, когда в стране появятся современные автобаны и сколько будет стоить проезд по платным трассам, "&" рассказал вице-министр транспорта и коммуникаций Дулат Кутербеков.

Когда в Казахстане появятся современные автобаны?
Фото: mtk.gov.kz

– Дулат Казистаевич, с приходом весны начинаются основные работы по строительству и ремонту дорог. Какие проекты намечены на текущий год? Определены ли подрядчики?– В целом бюджет автодорожной отрасли в этом году составляет порядка 184 млрд тенге. Среди крупных проектов по капитальному ремонту 4-полосная дорога Кокшетау – Петропавловск, продолжим работы на направлении Костанай – Астана, продолжается реконструкция автотрассы Уральск – Актобе. По среднему ремонту карта довольно обширная, охватим практически все области. Самая крупная стройка – международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай.

Бюджетные деньги будут осваивать исключительно отечественные подрядчики. А по проекту международного транзитного коридора, где помимо бюджетного предусмотрено финансирование за счет международных финансовых институтов и частных инвестиций, работает несколько иностранных компаний.

При этом процентное соотношение 70 к 30, большинство из них – наши подрядчики. Существует квота на ввоз иностранной рабочей силы. Приглашаются только высококвалифицированные специалисты 1-й и 2-й категорий.– Автодорога Западная Европа – Западный Китай, являясь транзитным коридором, должна соответствовать международным стандартам. Кроме того, в этом проекте планировалось использовать прогрессивные технологии. Способны ли казахстанские компании самостоятельно строить дороги высочайшего качества?– Эта дорога действительно будет строиться с применением новых технологий, а именно цементобетонного покрытия. Оно имеет ряд преимуществ перед асфальтобетонным по прочности, износостойкости и другим параметрам. Наши строители набрали большой опыт в ходе почти десятилетнего сотрудничества с итальянскими и иранскими компаниями и вполне могут строить дороги такого качества.

Кроме того, инженерные компании с международным опытом будут контролировать процесс. Всего по проекту 34 участка, на каждом из них планируется работа передвижных лабораторий. Инженеры дадут разрешение на строительство только после получения лабораторных анализов, после проверки, как происходит уплотнение грунта. В этом году мы планируем освоить по проекту 103 млрд тенге и привести в соответствие с высокими стандартами порядка 370 км дороги.– Хорошая дорога требует соответствующего сервиса. Решены ли вопросы с выделением земельных участков для создания инфраструктуры? Поступают ли предложения от бизнеса по возведению объектов сервиса?– Например, вдоль трассы Астана – Боровое в этом году сдадут два крупных объекта. На 207-м и 233-м километрах КазМунайГаз строит комплексы, включающие гостиницы, СТО, магазины, автомойки – чтобы транспорт въезжал в город чистым. Соответствующую инфраструктуру мы предусматриваем и по коридору Западная Европа – Западный Китай. Утвержденных проектов пока нет, надо сначала построить дорогу, а уже потом предлагать бизнесу вкладывать деньги. Совместно с Министерством туризма и спорта мы определяем точки, где наиболее выгодно разместить объекты сферы услуг.

Кроме того, Министерству индустрии и новых технологий мы предлагаем устройство транспортно-логистических центров в крупных городах – Шымкенте, Алматы, Актобе, Кызылорде. Кроме того, мы говорим о планах по устройству спутниковой навигации, чтобы владельцы грузов в режиме реального времени могли видеть, где находится транспорт, каково его состояние и состояние груза. Это соответственно обеспечит безопасность грузов на территории Казахстана.– В апреле, по данным Минтранскома, прошел тендер на строительство дороги Астана – Караганда. Какой экономический эффект даст реализация проекта?– Это один из самых грузонапряженных участков в регионе нашей столицы. Дорога построена по параметрам третьей технической категории. Она двухполосная, при сегодняшних скоростях на этом участке сохраняется высокая опасность ДТП, полное отсутствие комфортабельности. На сегодня разработано ТЭО концессионного проекта. Мы построим четырехполосную дорогу с цементобетонным покрытием, транспортными развязками в двух уровнях. Предусмотрены освещение, интеллектуальная транспортная система безопасности дорожного движения с аварийно-вызывной связью.

К тому же у этой дороги много транзитных пользователей, направляющихся в сторону Сибири из стран Центральной Азии. Поэтому проект очень эффективен, ведь обеспечение проезда по своей территории для государства выгодно во всех отношениях. Кроме того, думаю, разрешенная скорость возрастет до 120 км/ч.– Сколько дорог отремонтируют в ближайшее время? Какие из них будут ремонтировать в первую очередь?– Дороги должны соответствовать современным требованиям. Старые мы намерены реконструировать. В целом по Казахстану порядка 128 тыс. км дорог. В рамках транспортной стратегии до 2015 года мы планируем отремонтировать 86% дорог общего пользования, приведем в нормальное состояние и до 70% местных дорог.Разрабатывается большой проект направлением Караганда – Балхаш – выход на Капшагай, далее идет соединение с дорогой Алматы – Хоргос, то есть трасса будет выведена на дорогу Западная Европа – Западный Китай. Еще один крупный проект – выход с Бейнеу на границу с Туркменистаном. Есть еще такой проект, как Кызылорда – Жезказган с продолжением на Петропавловск.

Разрабатывается большой проект направлением Караганда – Балхаш – выход на Капшагай, далее идет соединение с дорогой Алматы – Хоргос, то есть трасса будет выведена на дорогу Западная Европа – Западный Китай

Это тоже республиканский коридор, который необходимо восстанавливать. Сейчас идет разработка ТЭО. Для ремонта 430 км пути мы занимаем $400 млн у Азиатского банка развития. Таким образом, все дорожные артерии, международные транзитные коридоры, объединяющие наши области, будут задействованы в единой системе качественных дорог.– Когда в Казахстане появятся платные дороги и насколько обоснованно взимать деньги за проезд, ведь дороги содержатся за счет налогоплательщиков? Сколько будет стоить проезд и будет ли предусмотрена альтернатива платным автотрассам?– У нас шесть концессионных проектов, по которым в перспективе предусмотрена оплата за проезд. Это дороги Алматы – Хоргос, Алматы – Капшагай, Астана – Караганда, Ташкент – Шымкент – граница Жамбылской области, устройство интеллектуальной транспортной системы на трассе Астана – Боровое и Большая алматинская кольцевая дорога (БАКАД). Мы избрали такую меру, как финансирование за счет частных инвестиций, по объективным причинам. Строительство дорог очень капиталоемкое и затратное.

На то, чтобы ускорить процесс восстановления наших дорог в соответствии с современными требованиями, недостаточно бюджетных средств. Мы должны понимать, что за комфорт надо платить. Есть варианты – увеличение транспортного налога или повышение акцизов на бензин, но плата за проезд – это наиболее верное решение. Будут разработаны механизмы взимания платы, например, только с коммерческого грузового или пассажирского транспорта. Это примерно от 8 тенге за километр. Для легкового – от 2 до максимум 4 тенге. В основном по направлениям предусмотрены и альтернативные бесплатные дороги.

Часть инвестиций будет возвращаться из бюджета, часть – за счет взимания платы с пользователей. А когда сроки концессии закончатся, дорога полностью возвращается государству в надлежащем состоянии. И государство будет решать, оставлять ее платной либо отменять плату и содержать за счет бюджета.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 29

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .